Марина Андреева
Интеграция в работе учителя–логопеда ДОУ и воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду достаточно долго существовала предметная система обучения, которая не являлось адекватной для детей дошкольного возраста, о чем говорится в трудах классиков отечественной психологии (Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.). Но обучение продолжает являться одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. И именно интеграция позволит превратить обучение в увлекательное, занимательное дело.
Работа по коррекции речевых нарушений предусматривает решение следующих задач:
Темочки:
• формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
• преодоление нарушений слоговой структуры слова;
• обогащение словарного запаса;
• развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
• формирование грамматического строя речи и связной речи;
• обучение грамоте.
Невозможно реализовать эти задачи без слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей.
Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Интегрированные занятия позволяют включать детей с нарушениями речи в разные виды деятельности, что повышает эффективность в логокоррекционной работе.
Такие занятия вызывают интересу детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности.
Работа воспитателя тесно связана с деятельностью логопеда в его работе по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей.
На сегодняшний день модель интеграции коррекционных занятий в совместную деятельность взрослых и детей приобретает особую актуальность. Эта модель наиболее полно раскрывает содержание принципа комплексности и предполагает тесное взаимодействие всех структурных компонентов сложной функциональной речевой системы и в связи с этим предусматривает воздействие на все ее стороны.
Нами используются следующие формы работы :
Взаимный обмен педагогической информацией в течение всего учебного года
Индивидуальная помощь учителя-логопеда по согласованию с воспитателем
Совместная разработка и проведение НОД
Адаптирование речевого материала, используемого на занятиях.
Обмен информацией необходим для совершенствования учебного процесса, планирования и реализации индивидуально-дифференцированного подхода, достижения развивающего и здоровье сберегающего эффекта. Важной является информация об уровне развития активной речи ребенка, нарушениях физиологического дыхания, трудностях фонации, нарушениях звукопроизношения и слоговой структуры слова. По итогам результатов диагностики выстраивается план работы с ребенком, уточняются формы взаимодействия, доступные и приемлемые в данном учебном году.
Оказывается индивидуальная помощь детям в ходе НОД и в совместной деятельности, по согласованию с воспитателем.
Подбирается речевой материал для использования его в различных видах деятельности.
Совместно с воспитателем мы используем артикуляционную гимнастику.
Следующим направлением совместной деятельности воспитателя и логопеда являются пальчиковые упражнения.
• Игры – манипуляции
• Сюжетные пальчиковые упражнения
• Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
• Пальчиковые кинезиологические упражнения
• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
Игры – манипуляции развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения позволяют детям изображать предметы
транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения.
Пальчиковые кинезиологические упражнения координируют работу правого и левого полушария.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук используют традиционные для массажа движения – разминание, растирания, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)
Комплексы пальчиковых упражнений используются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Но эти упражнения полезно использовать и воспитателям.
Особенности выполнения музыкально-пальчиковых упражнений:
От медленного темпа к быстрому;
Сначала выполняют каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками, затем с переходом от левой руки к правой и обратно.
Виды музыкально-пальчиковых упражнений усложняются в зависимости от возраста детей.
Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга.
Так же, благодаря музыке, можно регулировать скорость выполнения упражнения, акцентирование сильных долей.
Для большего эффекта комплексной работы используется музыкотерапия. Музыкотерапия предусматривает использование музыки, как в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнительного сопровождения других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Музыка, как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.
Музыкотерапия может быть представлена в активной форме, когда дети активно выражают себя в музыке и пассивной, когда детям предлагают только прослушать музыку.
Активный вариант музыкотерапии предполагает использование несложных музыкальных инструментов – это колокольчики, бубны, музыкальных треугольники и др., на которых дети исполняют музыкальное произведение. Каждый ребенок при этом ощущает свою значимость и важность, легче адаптируется в коллективе, получает массу положительных эмоций.
Пассивная музыкотерапия имеет регулятивную форму коррекции, способствующую снижению нервно-психического напряжения.
При проведении точечного массажа используется пассивная форма музыкотерапии для усиления коррекционного эффекта.
Включение дошкольников с нарушениями речи в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в коррекционной работе. Ведь каждый вид деятельности имеет свои особенности и свое влияние на развитие способностей ребенка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств.
Использование взаимодействия воспитателя и учителя– логопеда способствует не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирует творческое развитие детей, создает условия для повышения компетентностного потенциала воспитанников.
Таким образом, интегрированное построение занятий дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения. На каждом занятии мы побуждаем детей свободно высказываться, делиться впечатлениями, стимулируем познавательный интерес и активность, поскольку в ситуации интегрированного занятия любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни. На интегрированных занятиях обогащается словарный запас и уточняются навыки грамматического структурирования высказывания.
Эти занятия можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя– логопеда, воспитателей, педагога–психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка. Вся деятельность педагогического коллектива в образовательном процессе строится на интегративной основе и дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности.