Ирина Бардеева
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №6 «АЛЕНУШКА» Р. П. КУЗОВАТОВО
учитель-логопед Бардеева Ирина Васильевна
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в условиях
логопункта.
Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности.
Публикация «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в условиях логопункта» размещена в разделах
В настоящее время почти в каждом ДОУ существуют логопункты. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Современное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе. Большинство авторов (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова и другие) связывают неуспеваемость по русскому языку школьников, прежде всего, с уровнем недоразвития речи.
В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием в нашем поселке логопедических детских садов, в наше дошкольное учреждение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями.
Работа логопеда в образовательном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учётом внутреннего расписания ДОУ.
Основными задачами учителя-логопеда на логопункте являются :
• Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
• Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
• Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
• Привитие детям коммуникативных навыков;
• Решение задач социального и речевого развития;
Логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребёнок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы. Также необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения.
Таким образом, возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы планируется :
1. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии.
2. Организация четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях ДОУ.
3. Разработать задания для каждого ребенка, включающие:
• упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, и контроль за ними;
• лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
4. Организации разнообразных форм связи: практические семинары, открытые просмотры, методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы.
Уже ведется следующая работа :
1. Обмен информацией по результатам проделанной работы, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.
2. Проведение логопедических разминок, где логопед упражняет детей в правильном речевом дыхании, чувстве ритма, работает над просодической стороной речи, развивает артикуляционный аппарат и мелкую моторику.
3. Создан рабочий листок по автоматизации поставленных звуков для воспитателей.
Закрепление воспитателем приобретенных на логопедических занятиях умений и навыков возможно следующим образом:
- организация подвижных и сюжетно – ролевых игр, не забывая контролировать правильное использование поставленных или исправленных логопедом звуков;
-дидактические игры, направленные на закрепление лексическо-грамматических конструкций. (Например, «Мамы-детки», «Наоборот»);
-совершенствование связного высказывания проходит в формировании полного ответа на занятиях по составлению рассказов и описаний по лексической теме;
-во второй половине дня воспитатель также может предложить детям потренировать мелкую моторику рук: «Собери бусы», «Выложи рисунок», «Колпачки», штрихование, лепка, вырезывание. Тем самым идёт не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Также воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает учитель-логопед).
Таким образом согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.
Используемая литература:
1. Н. В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.
2. З. Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи.
3. Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина, Логопедическая работа с дошкольниками;
4. Н. С. Жукова Преодоление общего недоразвития речи у детей;