Титова Валентина
Использование подвижных игр как элемент физического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение подвижных игр.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса (ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, а неумелого -умельцем). Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоедливым.
Публикация «Использование подвижных игр как элемент физического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности,что позволит ему найти -наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, подражательные, музыкальные, спортивные и др. Все они нужны и по- своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе, поэтому в своей работе я активно использую подвижные игры.
Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода-гиподинамии. С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через игру. Игра развивает ум, формирует механизм координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций с орудиями труда и различными предметами, развивает психические качества и многое другое.
Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно - психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры – это не только средство полноценного развития растущего организма,но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.
Значение игр возрастает благодаря возможности их использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде, на коньках и т. д. - это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.
Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности, и обеспечивают полноценное освоение «школы движений» куда, прежде всего, входят бег, прыжки, метания. При желании этот круг может быть расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения, значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях. Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всего быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.
«Подвижная игра является упражнением, готовящим ребенка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям» П. В. Лесгафт.
Работая с детьми старшего возраста при подборе подвижных игр я учитываю возрастные и индивидуальные способности детей, физическое развитие, уровень физической подготовленности. При подборе игр ориентируюсь на любимые игры детей. С этой целью на родительском собрании провожу анкетирование, предлагаю следующие вопросы : (Играете ли вы с ребенком в подвижные игры, В какие игры любит играть ваш ребенок на улице? и т. д. Игры подбираю разнообразные по характеру интенсивности доступные,имеющие оздоровительную направленность. Учитываю постепенный переход от простых игр, к более сложным, постепенно ввожу командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки. Всегда учитываю, где проводится игра: в спортивном зале, в группе, на площадке или на стадионе Обязательно помещение, в котором провожу игру, предварительно проветриваю. Совместно со старшим воспитателем и инструктором по физ. культуре составляю перспективный план подвижных игр (в группе и на прогулке). В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации проявлять смелость, сообразительность,выдержку,смекалку, сноровку. Движения детей 5-6 лет отличаются большей координацией, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко использую игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков, например, в игре «Кто быстрее добежит до флажка» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Для проведения подвижных игр у нас в саду и непосредственно в группе есть разнообразное физкультурное оборудование. В группе для проведения сюжетных подвижных игр для ребенка - водящего есть маски животных, эмблемы,а так же спорт. инвентарь: кегли,мячи,кубики,скакалки,ленты разных цветов,используем мебель группы (стульчики). В группе приходится подбирать малоподвижные игры и средней подвижности (на внимание, наблюдательность, координацию и т. д.) такие как «Бросай мяч и животное называй», «Удочка», «Движение по памяти», «Кто сделает меньше шагов» и т. д ; игровые упражнения на дыхание («Гуси шипят», «Насос», «Рубка дров» и т. д.).Спортивный зал очень хорошо оснащен,что позволяет разнообразить подвижные игры, условия двигательных заданий в играх. Придерживаюсь правила, что каждая игра должна сопровождаться не только словесно (стихи,загадки и т. д.) ,она должна быть красочна и интересна. Когда знакомлю детей с новой игрой или эстафетой, в помощь я предлагаю рассмотреть красочно оформленные схемы. На праздник День защитника отечества приглашаем пап, поучаствовать с детьми в конкурсе «А ну-ка, папы!». Такие состязания как «Веселые старты», «Масленица» доставляют детям огромную радость и положительный эмоциональный настрой.
Все мы знаем, прогулка является неотъемлемой частью двигательной активности детей. При организации прогулки обязательным структурным компонентом является подвижная игра. Проведение подвижных игр на свежем воздухе эффективно влияет на работу сердца и легких, увеличивается поступление кислорода в кровь, оказывая благоприятное влияние на общее состояние здоровья у детей : улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Во время проведения подвижных игр на улице используем природные условия : деревья, кусты, пригорки, ручейки. Зимой строим горки, крепости, снежные фигуры, катаемся на санках. При катании на санках дети выполняют разнообразные движения. Но и катания на санках можно превратить в развлекательные игры: «Проезжай-бери», «Кто первый к флажку», «Ловкие и быстрые». На стадионе проводим спортивные игры: городки, бадминтон, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. «В детском возрасте, как говорил А. С. Макаренко, игра – это норма жизни ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.
Играйте и будьте здоровы!