Елена Нефедова
Взаимосвязь приемов народно — декоративной росписи и подготовки руки к письму.
Взаимосвязь приемов народно – декоративной росписи и подготовки руки к письму.
Методика, методы и приемы схожи с теми же, которые используются в классической модели обучения рисованию. Разница в том, что внимание детей акцентируется на определенных элементах, больше добиваются схожести с образцом, ограничивают ребенка в проявлении творческой фантазии в отношении конкретно поставленной задачи. Например, при отработке волнообразующего движения от ребенка добиваются одинаковой величиной составляющей по всей длине. Фантазию можно проявить в дорисовывании рисунка, дополняя его сюжетом. С ограничением или нет, зависит от задачей, которые решаются во время деятельности.
Публикация «Взаимосвязь приемов народно — декоративной росписи и подготовки руки к письму,» размещена в разделах
Вырабатываются спектральные навыки технической направленности, а именно: манипуляции с письменными принадлежностями, коррекция координации движений руки; соблюдение гигиенических правил; привитие эталонов графических навыков: шаблонное изображение элементов и соединение частей в целое, соблюдение заданного единого размера знака или символа, ориентация на формате листа (поверхности) и диаметральная ориентация и т. д.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведение народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Декоративное рисование решает следующие задачи:
- развивать чувство композиции, в связи с построением узора на различных формах;
- развивать чувство цвета;
- развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использование их отдельных элементов в своем творчестве;
- совершенствование технических навыков в рисовании кистью и карандашами.
Важной задачей обучения является — развитие умения составлять узоры, учитывать ритм, симметрию, цвет.
Но основная цель - закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях. Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.
Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.
Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца. С возрастом задачи перед детьми усложняются.
При обучении техническим приемам показ необходим во всех возрастных группах. В подготовительной группе воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета и т. д. ; пользоваться новыми материалами - сангиной, пастелью.
Знания, умения и навыки, необходимые в декоративной деятельности схожи не только с умениями и навыками в рисовании, но и умениями и навыками необходимыми при письме, например: умение видеть и соблюдать строку (полоску, завиток; техника ведения округлых линий, ведение линий с резким изменением направления. От овладения самими простыми навыками декоративной деятельности : ритмическим повторением элементов (украшают салфетки, варежки, кукле платье, затем учатся чередовать простые элементы (лепестки — приманивание всем ворсом кисти к бумаге, точки, полоски) дети осваивают сложные элементы узора: вводятся спирали, завитки, волнистые линии, обогащается цветовая гамма. От ритмичных узоров с повторяющимися элементами постепенно переходят к симметричным, а затем и асимметричным; композициям.
К привитию навыков рисования, их осознанию, синтезированию и принятию, как идеального эталона относится: положение альбома во время деятельности – прямо, с прямолинейной фиксацией спины ребенка чуть отклонившись от альбома. Правая рука не закрывает альбом, не является опорной, так как в ней должен легко лежать и двигаться изобразительный инструмент, управляемый ребенком. Соответственно функцией левой руки будет являться удержание альбома и упора на поверхность, для контроля общей статической позы ребенка. Сложности формирования графических навыков заключаются в том, что у ребенка должны образоваться нужные условные рефлексы, межсоциативные связи слуха, представления, речи, воспроизведения звука, слога, слова.
Все методы и приемы, используемые в детском саду при обучении детей любому рисованию, имеют преемственность и в школьном обучении письму, претерпевают лишь не большую интрпритацию (время показа, ограничение площади, изобразительные инструменты и т. д.). Поэтому важно, чтобы ребенок прошел поэтапную, планомерную подготовку от умения рисовать к обучению письму, присвоил правильно выработанные умения и навыки. Ошибки исправлять всегда сложнее, они требуют больше сил, как взрослых, так и самого ребенка. Это ведет к лишним физическим и психо – эмоциональным нагрузкам, что негативно отражается на дальнейшем обучении.
Таким образом, до обучения в школе ребёнку необходимо приобрести опыт, который будет отражать его чувственное отношение к заданию, ориентации в пространстве в соответствии с поставленной целью и прогнозируемым результатом, коррекции движений.