Светлана Сорокина
Взаимодействие здоровьесберегающих технологий и народной педагогики в контексте гармоничного развития ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии – это,без сомнения, актуальный, активно развивающийся раздел педагогики. Однако при всем своем новаторстве он неразрывно связан с традицией. В свое время почти забытые, а на сегодняшний день активно восполняемые энтузиастами знания народной педагогики дают нам понятие,как веками в народе сберегалось детское физическое и душевное здоровье ребенка.
Публикация «Взаимодействие здоровьесберегающих технологий и народной педагогики в контексте гармоничного развития ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Несмотря на почти полную оторванность от традиции в 20 веке (здесь мы не берем отдельных педагогов, которые собирали и в то время драгоценные крупицы народной мудрости для детей) педагогика активно шла вперед, зачастую открывая по новой то, что, к сожалению было забыто и утеряно, создавая и свои наработки.
Таким образом, бесспорно можно сказать, что многие технологии сбережения здоровья произошли от истоков народной педагогики, помогая адаптировать многое для современных родителей и детей. Заслуга нового времени в том, что именно сейчас происходит поиск, систематизация, обогащение современным опытом, адаптация фольклорного материала к нынешним дням.
Актуальность этой темы трудно переоценить. Соединение современной и традиционной культур превращается в полноценную взаимодополняемую систему работы с детьми, практика современных педагогов находит свой отклик в нашем прошлом – отклик, звучащий на понятном ребенку языке, в его ритме, на уровне его понимания – это и песенки-потешки, народные игры, заклички, считалки, сказки, колыбельные и многое другое.
Все мы знаем, что ребенок-дошкольник, усваивая новые для него нормы, знания, умения и навыки, переносит довольно серьезные нагрузки, которые вкупе часто отражаются не только на его поведении, но и на здоровье.
Нужно ли говорить также о том, насколько важны позитивный настрой, стабильность, знание норм и осознание значимости себя уже в детстве, а также и о том,что именно эти качества ребенка способны стать мощным фундаментом для воспитания той самой нравственности, о которой мы столько говорим в последнее время.
В этой статье отражен опыт работы над формированием нравственной, гармонично развитой личности ребенка, который будет полезен другим педагогам, дополняя их собственные наработки.
Начиная свою работу над данной темой, я даже представить себе не могла,насколько она будет плодотворной, и насколько высокие результаты будут получены. Это и низкая статистика заболеваемости и полное отсутствие агрессии, атмосфера доброжелательности - как следствие этого – комфортная обстановка, позволяющая избегать так часто обычных бытовых травм, царапин, ссадин.
Итак, в мае месяце на родительском собрании, посвященном поступлению малышей в младшую группу, я раскрыла свою тему и предложила родителям активное сотрудничество по работе с детьми, договорилась о преемственности согласованных требований к детям.
Проведя тогда же анкетирование родителей, я собрала материал, необходимый для начала работы. Также были проведены индивидуальные консультации по режиму дня и питанию для мам и пап тех детей,которые не посещали ясли.
В период адаптации любая нестыковка в работе – повод для ребенка «сорваться» - в довершение к тому, что мама ушла куда-то, не получается надеть колготки правильно (если родители забыли нашить на них меточку спереди, у куртки может не оказаться петельки, чтобы повесить ее на крючок, неудобная обувь для группы и прочее, и прочее.
Известно, что на работу с родителями нельзя жалеть времени. Именно повышение педагогической компетентности родителей, обобщение опыта семейного воспитания – важнейшие составляющие педагогического процесса, родители должны быть заинтересованы и в нем, а не только в результате. Каждый родитель понимает, что сохранение здоровья детей необходимо и важно, но, чтобы заниматься этим ежедневно и ежечасно – не хватает. мотивации. Вот тут-то и приходит на помощь народная педагогика, которая по определению – наука, вышедшая из семьи. В каждой семье есть свои традиции укрепления микроклимата, сохранения здоровья, которые интересно и вспомнить и поделиться с другими. Для этого проводились родительские гостиные – в частности, например, родительская гостиная «Бабушкин сундучок»-мамы показывали сохранившиеся у них в семье рукодельные вещи, одна мама даже провела мастер –класс по изготовлению кукол - столбушек. Традиция позволила родителям раскрыться, преодолеть барьер «родитель-воспитатель», и больше всего этот «сломанный лед» помогает детям. Родители – всегда – друзья и союзники, они сами включаются в процесс и предлагают творческие идеи.
Была создана копилка пестушек, потешек, закличек, которые дошли до мам от их бабушей и прабабушек, и как интересно было детям их исполнять, и радоваться, узнавая знакомую.
Ежедневная работа с детьми начинается с настраивающей фоновой музыки (обычно это «Плясовые наигрыши», исполняемые на народных инструментах», уже с того момента, как ребенок заходит в группу, у него начинает формироваться позитивное настроение, малыш с первых шагов открыт и доброжелателен. Позитивный настрой – это компонент, без которого вся дальнейшая работа в течение дня почти полностью теряет свою продуктивность.
На зарядке я активно использую установочные песенки, которые поем вместе с детьми в самом начале – они несут мобилизующую функцию – начало нашего дня – это начало игры, которая будет длиться весь день. Также обязательно присутствуют народные игры и утренние круги. Завершает зарядку небольшой настрой-релаксация – обычно это «Путешествие в волшебную страну» - дети закрывают глаза и представляет себе образы, которые озвучивает воспитатель – задача такого путешествия – вызвать у ребенка дальнейшее ожидание чуда и особый взгляд на последующие режимные моменты.
Режимные моменты всегда сопровождаются закличками, песенками, потешками, которые придают ежедневным действиям более глубокий, интересный детям смысл.
Во время непосредственно образовательной деятельности (НОД) традиционно используются физминутки, пальчиковая гимнастика, элементы логоритмики.
Очень важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою защищенность и состоятельность, что необходимо для создания благоприятного микроклимата в группе. Каждый ребенок знает, что у него есть свои права, но есть и обязанности, причем одно неразрывно связано с другим. Приведем пример.
Любой из детей может сделать замечание другому, если видит, что то совершает неправильный поступок. Ребята довольно быстро привыкают к тому, что их голос тоже имеет значение, но привыкают и к тому, что им может сделать замечание их товарищ и исправляются без аппеляции к воспитателю. Есть право сделать замечание, но есть и обязанность исправиться без обид, если замечание сделали тебе.
Таким образом, в группе нет изгоев, каждый ребенок самодостаточен. В условиях подобного микроклимата восприятие детьми любой информации, работа над какими-либо навыками всегда успешна, равно как и запоминание, с которым у нас никогда не было проблем. Если ребенок расслаблен, он воспринимает на память новое легко, это для него естественно. Он уверен в поддержке товарищей, воспитателя, знает, что даже если он ошибется, это никогда не вызовет смеха и так далее.
Аналогично с креативностью – любой ребенок созидателен по природе своей и, если отсутствует зажим, навязанный со стороны, он экспериментирует и создает сам, и вместе с детьми. Например, дети сочиняли сказки, кто-то предлагал выступить в роли рассказчика, остальные садились вокруг и слушали, и никогда не было споров по поводу того, чья очередь. Один раз до обеда оставалась минутка, ребята чинно расселись вокруг Влады, она начала рассказывать про чудесный цветок, и, совершенно случайно в группу заглянули мамы из родительского комитета. Они были поражены, увидев, насколько дети самостоятельны - ведь воспитатель в этот момент сидела за их кружком в качестве зрителя.
Большую роль в снятии зажимов еще в младшей группе сыграл массаж с элементами логоритмики : "Тюшки-тютюшки», «Кисонька-мурысонька», «Пеку-пеку хлебик» и другие. Не полениться, каждого ребенка погладить по головке, осторожно потрепать по носику, когда он в роли Кисоньки сознается о поедании всех пряничков в гордом одиночестве под дружный смех детей и самого ребенка. Впоследствии они и сами начинают легонько постукивать ладошкой-лодочкой друг другу по спине, спрашивая, с чем ватрушки на столе – с изюмом или с маком? Создается целая культура, такой ребенок в школе никогда не ударит другого учебником по голове.
С детьми, которые приходили позже,скажем, в средней группе, приходилось сложнее – один мальчик у нас никак не мог привыкнуть, что если он напроказничал за спиной у воспитателя, но на глазах коллектива, это не вызывает взаимной радости и поддержки, а только осуждение всех ребят, которые тут же начинали ему объяснять, почему он сделал плохо. В то же время, когда он начинал исправляться, все дети отмечали это воспитателю. Кажется – так не бывает? Слишком все идеально? Однако это так.
Основа успешного сочетания здоровьесберегающих технологий и народной педагогики в том, что они взаимодополняют друг друга, а основной секрет в том – что нет душевного и физического здоровья без атмосферы доброжелательности, уважения к детям.