Докучиц Ирина
Взаимодействие в работе педагога-психолога, учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие в работе педагога психолога, учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»
В последние годы значительно возросло внимание к проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Организация взаимодействия между учителем-логопедом, педагогом-психологом и родителями таких детей становится ключевым направлением в работе. Это необходимое условие для решения этих вопросов.
Особенно важно организовать коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста, у которых наблюдаются различные отклонения в познавательной и речевой сферах. Число таких детей растёт с каждым годом.
Сотрудничество с семьями воспитанников является одной из главных задач в коррекционной работе. Педагоги разрабатывают новые формы вовлечения родителей в образовательный процесс. Однако, к сожалению, отклик на эти инициативы получает лишь малая часть.
Почему так происходит?
1. Недостаток информации: Родители могут не знать о существующих возможностях и формах взаимодействия.
2. Отсутствие мотивации: Родители могут не видеть смысла в участии в образовательном процессе.
3. Проблемы с доступом: Не все семьи могут легко получить необходимую информацию и поддержку.
4. Скептицизм: Некоторые родители могут скептически относиться к новым методикам и подходам.
5. Организационные сложности: Недостаток времени или ресурсов может мешать участию родителей.
Для улучшения ситуации необходимо:
• Проводить информационные кампании и тренинги для родителей.
• Создавать удобные и доступные формы участия.
• Обеспечивать поддержку и сопровождение на всех этапах взаимодействия.
• Использовать эффективные методы мотивации и вовлечения.
Только совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов можно достичь значительных успехов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
В начале нашей работы мы сосредоточились на своих направлениях. Взаимодействуя с родителями, мы использовали различные формы, такие как встречи-знакомства, анкетирование, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, а также оформляли информационные стенды.
Однако практика показала, что, несмотря на использование этих методов, родители часто остаются лишь наблюдателями, не принимая активного участия в коррекционно-воспитательном процессе.
Поэтому мы решили внедрить новые технологии в нашу работу. Среди них:
1. "Дни открытых дверей": Родители могут посетить занятия и увидеть, как проходит образовательный процесс.
2. Тематические семинары-практикумы: Родители участвуют в практических занятиях, что позволяет им лучше понять и применить полученные знания.
3. Открытые занятия с детьми: Родители приглашаются на занятия, где могут наблюдать за своими детьми в учебной среде.
4. Тематические мастер-классы: Родители участвуют в мастер-классах, где могут развивать свои навыки и получать новые знания.
Применение мастер-классов позволяет вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс, сделать его более насыщенным и результативным. Преимущество использования мастер-классов заключается в том, что значительно повышается мотивация родителей к коррекционной работе, а, следовательно, положительных результатов можно достичь в короткие сроки.
Позитивные результаты проведения мастер-классов показывают непрерывный контакт учителя-логопеда и педагога-психолога практически индивидуальный подход к каждому участнику - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм трансляции педагогического опыта.
Применение семинаров-практикумов. Взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Дни открытых дверей проводятся 1 раз в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.
Материал подготовили: Педагог-психолог Докучиц И. А, учитель -логопед Морозова Д. В