Светлана Сурнина
Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно педагоги дошкольного учреждения, поскольку он профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребёнка и что в этом необходимо убедить и родителей.
Публикация «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в подготовке детей к школе» размещена в разделах
Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. В последние годы учителя, родители стали чаще говорить о трудностях адаптации и подготовки детей к условиям школьного обучения. И это не голословные заявления, а реальный факт.
Адаптация – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого приспособления.
Школьная адаптация – приспособления ребёнка к новой системе социальных условий, к новым требованиям, новым видам деятельности, новому режиму жизнедеятельности.
Выявлено, что указанные трудности – следствие не столько внешних условий, сколько внутренних, отражающих особенности развития детей, поступающих в школу. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Даже если взрослые комплексно готовят ребёнка к школе, затрачивая на это много времени, средств и сил, то иногда в начале учёбы становится очевидным, что желаемый результат так и недостигнут, ребёнок испытывает массу трудностей и ни как не может адаптироваться к школе. Мало кто об этом задумывается, но одна из причин заключается в том, что подготовить к школе только ребёнка недостаточно, важно, чтобы, с ребёнком оказались готовы и его семья, и родители.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, которые предполагают обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общения педагога с родителями. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями :
Изучение семей детей;
Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.
Работа педагога с родителями включает в себя, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Взаимодействие родителей с дошкольным учреждением имеет важное значение в воспитании и обучении детей. Родители должны прислушиваться к советам и рекомендациям педагога, чтобы их ребёнок полноценно был развит и подготовлен к обучению в школе и к дальнейшей жизни.
Под готовностью семьи к обучению ребёнка в школе подразумевается адекватная родительская позиция, наличие в семье чётких внутренних правил и разумная включённость семьи в социум.
Для привлечение родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
Первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребёнка;
Второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
Третий – партнёрство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений.
Обязанностью педагогов дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке, закономерностях его развития, подготовки к обучению в школе.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течении учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников даёт возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение библиотеки, музея, мастерской, проведение совместных утренников, организация выставок, поделок, встречи беседы с бывшими воспитанниками детского сада.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению. Заботясь о полноценной подготовке детей к школе, педагог помогает родителям организовать правильный режим ребёнка в семье, знакомит их с примерным объёмом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении в школу, с тем, как развивать у него память, внимание, способность анализировать, сравнить обобщать, делать выводы, с требованиями.
Родители должны знать, что и как надо читать детям, как относится к их играм. Педагог рекомендует приобрести настольно – печатные игры, способствующие развитию органов чувств, мышления, речи, содействующие уточнению представлений об окружающей действительности.
Следовательно, только при взаимодействии детского сада, семьи можно добиться положительного результата в подготовке детей к обучению в школе.
Как было выявлено нами в практической деятельности, наиболее доступная форма оказания помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей – это беседы. С целью педагогического просвещения родителей наших воспитанников, мы организуем беседы по вопросам организации дидактических игр детей в условиях семьи, возрастным особенностям игровой деятельности детей и их развития. Несколько отличаются от бесед тематические консультации, отличие которых от бесед в получении квалифицированных советов от педагога. Мы практикуем групповые и индивидуальные консультации, запланированные (плановые) и внеплановые, проводимые в связи с появившейся проблемой. Обычно проводим 3-4 групповых консультации в год.
Познакомиться с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада, обсудить организационные вопросы по работе на год родители могут на групповых собраниях. В групповые собрания мы включаем беседу (доклад, выступление медицинских работников ДОУ, специалистов, сообщения родителей об опыте семейного воспитания. В группах проводим 3-4 собрания. Чтобы в доверительной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы с участием специалистов, организуем заседание «Круглый стол», куда приходят лишь те родители, кто выразил желание участвовать в обсуждении темы.
Стали традиционными средства наглядной пропаганды – настенные информационные стенды, уголки для родителей, журнал для родителей, папки-передвижки. Незаменимым средством приближения родителей к проблемам воспитания и обучения детей являются совместные мероприятия детей и родителей. Используя данные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей по вопросам организации игр детей дома, изготовления дидактических игр и пособий, составленных педагогами и психологом. Ежедневно оформляем стенд для родителей : “Чем мы занимались”, “Повторите дома вместе с детьми”.