Наталья Иванова
Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать
Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической
культуре в коррекционно-образовательной работе.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с речевыми
нарушениями занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической
культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей,
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах
то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает
задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных
умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.
Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных
учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка
путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с
учетом изучаемой лексической темы.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по
физической культуре осуществляются следующие задачи:
развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
координации движений;
общей и мелкой моторики;
закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
речевого и физиологического дыхания;
формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
работа над мимикой лица.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются
задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем
выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции,
развитие пространственно-временной организации движения.
Используется сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию
речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с инструктором по
физическому воспитанию, исходя из того этапа речевого развития, на котором
находится ребенок в данный период времени.
На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием
движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается
его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из
основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи,
особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях,
способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики.
Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.
С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания,
развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает
детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая
детей на игру. Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает
учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их
возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет
инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
месяц Задачи
Сентябрь Мониторинг физических качеств детей; составление плана
взаимодействия с логопедом.
Октябрь Способствование выработке правильного диафрагмального дыхания,
развития продолжительности выдоха, его силы и плавности;
способствование расслаблению мышц; развитие координации речи и
движений; развитие артикуляционного аппарата.
Ноябрь Развитие координации движений общей и мелкой моторики; укрепление
опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой
системы; развитие двигательной памяти, формирование правильной
осанки; развитие артикуляционного аппарата.
Декабрь Тренировка пальцев и кистей рук, развитие “ручной умелости”;
совершенствование основных видов движений; снятие
психоэмоционального напряжения; развитие положительных эмоций
на спортивных праздниках и занятиях; развитие артикуляционного
аппарата.
Январь Развитие основных видов движений; развитие интереса к спорту и
здоровому образу жизни; развитие чувства ритма; развитие
артикуляционного аппарата.
Февраль Развитие моторики; способствование выработке правильного
диафрагмального дыхания, развитие продолжительности выдоха,
его силы и плавности; способствование расслаблению мышц; развитие
координации речи и движений; развитие артикуляционного аппарата.
Март Координация речи и движений; укрепление опорно-двигательного
аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; развитие
координации движений общей моторики, двигательной памяти;
формирование правильной осанки; развитие артикуляционного
аппарата.
Апрель Развитие правильного дыхания; развитие двигательных навыков,
быстроты реакции, координации движений.
Май Развитие правильного дыхания; развитие двигательных навыков,
быстроты реакции, координации движений, ловкости.
Мониторинг физических качеств детей; составление плана
взаимодействия с логопедом.
Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре
в коррекционно-образовательной работе в старшей логопедической группе.
Сентябрь 1-3 неделя Бег на 10 метров; метание мешочков на дальность;
диагностика прыжок в длину;
4 неделя заполнение журнала по мониторингу;
заполнение плана взаимодействия.
Октябрь.
1 неделя
Тема "Осень. Деревья". Психогимнастика «Дождливый день, кругом лужи».
Звуки природы. Дыхательное упражнение «Деревья шумят».
Развитие физиологического дыхания «Послушаем свое
дыхание».
Двигательно-речевая игра «У медведя во бору»,
«Шишки, желуди, каштаны».
Игра «Затейники».
Игра-эстафета «Передай мяч» (за голову).
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять»
2 неделя "Овощи, огород". П/ игры: «Отнесем овощи в погреб», «Садовник»,
Звук и буква У. «Сбор картофеля».
П/ игры: «Отнесем овощи в погреб», «Садовник»,
«Сбор картофеля».
Игра-аттракцион «Достань из корзины».
Развитие речевого дыхания и силы выдоха «Осенние
листочки»
Пальчиковая гимнастика «У нас на огороде»
3 неделя "Сад, фрукты". П/ игры: «Садовник» «Сбор яблок».
Звук и буква А. Упражнение «Кто больше соберет яблок?»
Игра-эстафета «Выгрузка арбузов».
Двигательно-речевая игра «Яблоня»
Дыхательная гимнастика «Дышим тихо, спокойно
и плавно»
Пальчиковая гимнастика «Компот»
4 неделя "Лес, грибы, ягоды". Дыхательное упражнение «Сдуем листок с ладони»
Звуки [А-У]. Использование элементов логоритмики при изучении
гласных звуков.
Подвижная игра «У медведя во бору» «Боровик»
Игра с массажным мячиком (развитие ручной
моторики, тактильных ощущений)
Пальчиковая игра «Грибок». «Ягоды»
Ноябрь
1 неделя "Одежда, головные Игра – эстафета «Передай шляпу», «Кот в сапогах».
уборы". Игра – эстафета, упражнение «Метко в цель».
Звук [П], буква П. Использование элементов логоритмики при изучении
(чистоговорка на автоматизацию звука [П]
Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»
Двигательно-речевая игра «Дождик»
2неделя "Обувь" Отбивание ритма с чередованием положения руки
Звук [О], буква О. (кулак – ладонь).
Игра «Конники спортсмены».
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»
Двигательно-речевая игра «Ножки»
3 неделя Посуда Артикуляционная гимнастика «Чашечка» «Толкушка»
Звук [И],буква И. Игротренинг «Веселые пальчики». «Посуда»
Игры «Пять кружков»,«Собери скорее».
Использование элементов логоритмики при изучении
звука [И].
Двигательно-речевая игра «Пошла муха на базар»
Развитие выдоха «Суп кипит»
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
4 неделя "Продукты питания" Фонетическая зарядка Подышим, если заболели, над картошкой»
Звук [М], буква М. Подвижные игры «Съедобное-несъедобное»,
«Собери покупки», «Попади в круг".
Использование элементов логоритмики при изучении
звука [М]
(чистоговорка на автоматизацию звука [М])
Двигательно-речевая игра «Пироги»
Пальчиковая гимнастика «Магазин»
«Продукты питания»
Декабрь
1неделя "Зима, зимние забавы, Игры «Ловишки», «Елочки».
зимующие птицы" Игра-упражнение «Метко в цель» (попадание
Звук [Н], буква Н. снежками между деревьями).
Психогимнастика Изобразим птичек и покажем их
походку: галка, вороны, голуби, воробьи, совы
(с. 79 «Интегрированные занятия»).
Игра на внимание «Угадай, чей?»
Игры «Совушка», «Гуси-лебеди»,
«Филин и пташки», «Кто прыгает?».
Игра – аттракцион «Находим птенца».
Двигательно-речевая игра «Воробей»
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Развитие речевого дыхания и голоса упр.»Вьюга»
2неделя "Домашние животные" Упражнения в ходьбе и беге: «Кошка», «Лошадка», «Коза», «Собачка».
Звук [Т],буква Т. Игры с мячом «Чьи дети?», «Котята играют с мячом»
П/ игры: «Лошадки», «Козочка», «Пастух и стадо».
Дыхательное упражнение Звукоподражания
животным. «Кошечка».
Двигательно-речевая игра «Я,младешенька,
Буренушку пасу»
Пальчиковая гимнастика «Буренушка»
Проговаривание чистоговорок на звук [Т]
3 неделя "Дикие животные". Упражнения в ходьбе и беге: «Медведь шагает»,
Звук [Т’], буква Т. «Зайчик прыгает», «Лиса крадется», «Беличий
волейбол», «Ежик бежит, листья несет».
П/ игры: «Назови зверя», «Хитрая лиса»,
«Волк во рву», «Медведь и пчелы».
Пальчиковый игротренинг (предлоги на, в, под).
Пальчиковая гимнастика «Мальчик с пальчик»
Артикуляц. гимнастика Белочка цокает язычком.
Релаксация.
Двигательно-речевая игра «Белка»
Проговаривание чистоговорок на звук [Т’Т]
Развитие речевого дыхания и голоса «Разговор
животных в лесу»
4 неделя "Новый год" Игры «Мороз Красный нос», «Выше ноги от
Звук [К], буква К. земли» («Шагаем по сугробам»).
Спортивный праздник «Русская зима»,
«Зимние забавы»,
«Снежная карусель».
Двигательно-речевая игра «Что делают дети
зимой?»
Развитие речевого выдоха «Новогодний салют»
Пальчиковая гимнастика «На елке»,
«Мы во двор пошли гулять»
Проговаривание чистоговорок на звук [К]
Артик. гимнастика «Дед Мороз едет на лошадке», «Сосульки»
5 неделя "Домашние птицы" Игры «Коршун и наседка», «Лиса и куры»,
Звук [К’], буква К. «Филин и птицы».
Спокойная игра «Угадай, кто позвал»,
«Чей голос».
Двигательно-речевая игра «Белые гуси»
Проговаривание чистоговорок на звук [К- К’]
Фонематическое восприятие Игра
«Сели-встали»
Пальчиковая гимнастика «Уточка».
«Домашние птицы»
Январь
2 неделя "Мебель". Повороты налево, направо.
Звук [К,К’], буква К. Делать повороты на углах во время движения.
Игры «Попади в окошко», «Четверо в комнате».
Проговаривание чистоговорок на звук [К- К’]
Двигательно-речевая игра «Качу, лечу»
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в
квартире»
Фонематическое восприятие Игра
«Сели-встали»( [К] в назв. мебели)
3 неделя "Профессии" Отбивание ритма с чередованием положения
Звук [Б], буква Б. руки (кулак – ребро).
Упражнение «Метко в цель».
Игра «К своим флажкам».
Эстафета «Солнышко» (с обручем и
гимнастическими палками).
Психогимнастика «Покажи по названию»
(маляр, повар, врач).
Проговаривание чистоговорок на звук [Б]
Двигательно-речевая игра «Летчик»
Пальчиковая гимнастика «Профессии»
4 неделя "Транспорт. Игра «Светофор».Спокойная игра «Стой-иди».
Профессии на транспорте". Развлечение «Красный, желтый, зеленый».
Звук [Б’], буква Б. Двигательно-речевая игра «Машины»,
Развитие речевого выдоха «Самолеты»,
«Прокололась шина у машины», «Насос»
Пальчиковая гимнастика «Гонки»
Артикуляц. гимн. «Лодочка», «Гудит пароход»,
"Самосвал высыпает груз"
Февраль
1неделя "Детский сад. Игрушки. Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
Профессии в детском саду". Упражнение на координацию «Молоток и пила»
Звук [Э], буква Э. Использование элементов логоритмики при
изучении гласных звуков.
Игра на развитие воображения, слуховой
памяти «Магазин игрушек»
Двигательно-речевая игра «Считалка под мяч».
Дыхательное упражнение «Шарик лопнул»
2неделя "Человек, части тела, Дыхательное упражнение «Подуем на правое
гигиена". плечо,подуем на левое плечо».
Звук [Г – Г’], буква Г. Отбивание ритма с чередованием положения
руки (кулак – ребро).
Упражнение «Метко в цель».
Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы,
за работу».
Артикуляц. гимн. «Вкусное варенье»,
«Чистим зубки», «Толстячки-худышки».
Психогимнастика Образное перевоплощение.
Проговаривание чистоговорок на звук [Г – Г’]
3 неделя "Моя семья. Дом" Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Звук [Л– Л’], буква Л. Психогимнастика «Ласковая мама».
Двигательно-речевая игра «Строим дом»,
«У медведя дом большой».
Эстафета с кубами «Строим дом»
Игра «Займи свой домик»
Двигательно-речевая игра «Веник»
(автом. звука [Л]
4 неделя "Наша армия". Развиваем движение и бег: «Солдаты на
Звук [Ы], буква Ы. параде», «Пограничники в дозоре»,
«Собаки ищут след», «Вслед за нарушителем»,
«Разведчики», «Идем над пропастью».
Подвижная игра «Встречные перебежки».
Игры-эстафеты «Кавалеристы», «Юные солдаты».
Игра «Самолеты».
Спортивное развлечение.
Использование элементов логоритмики
при изучении гласных звуков.
Двигательно-речевая игра «Аты-баты шли
солдаты»
Март
1неделя "Весна,8 марта. Комплекс ОРУ с гимнастической палкой
Перелетные птицы" «Физкультурники».
Звук [С], буква С. Двигательно-речевая игра «Сова» (авт. звука[С],
«Клен»
Развиваем движения и бег:
«Хлопки крыльями впереди, под ногой, за ногой».
П/ игры: «Ласточки», «Птицы в клетке»,
Игра на релаксацию «Чей голос?»,
«Подбери маму малышам»
Спортивный праздник:«Для милых мам».
Пальчиковая гимнастика «Дружно маме помогаем»
2 неделя "Комнатные растения" Использование элементов логоритмики при
Звук [С’], буква С. изучении звука [Сь].
Подвижная игра «Стоп».
Упражнения с массажными мячиками.
Двигательно-речевая гимнастика «На окне в
горшочках»
Чистоговорки для автоматизации звука [С] [С’]
Пальчиковая гимнастика «Комнатные цветы»
3 неделя "Аквариумные и Двигательно-речевая игра «Рыбка»
пресноводные рыбы". Дыхательное упражнение «Рыба сорвалась с
Звук [Ш], буква Ш. крючка»
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Игры-эстафеты «Кто больше наловит рыбы»
Подвижная игра"Рыбак и рыбки"
Чистоговорки для автоматизации звука [Ш]
4 неделя "Наша страна, Родина". Двигательно-речевое упр. «Летний сад»
Звук [С - Ш] ,буква С,Ш. Игра «Российский флаг».
Спортивный праздник «Наша Родина-Россия»
Пальчиковая гимнастика «Город чудный, город
древний»
Апрель
1 неделя
"Весенние сельскохоз. работы" Дыхательное упражнение «Цветок распускается».
Звук [Х - Х’], буква Х. Дыхательная гимнастика «Дровосек ух-ух».
Подвижная игра «Садовник»
Двигательно-речевая игра «Грядка»
2 неделя "Космос" Фонетическая зарядка:«Звуки космоса»
Звук [В - В’], буква В. (на длит. выдохе У-У – У-У)
«Пытаемся сесть в кресло космонавта»,
«Разминаемся перед выходом из ракеты».
Эстафета «Пять прыжков».
Двигательно-речевая игра «Ракета»
Подвижная игра «В открытом космосе»
Чистоговорки за звук [В - В’]
Пальчиковая гимнастика «В космос полетел отряд»
3 неделя "Хлеб" Двигательно-речевая игра «Золотая рожь»
Звук [З], буква З. Пальчиковая гимнастика «Пекарь». «Каша»
Подвижная игра «Дружные зерна»
4 неделя "Зоопарк" Двигательно-речевая игра «Шла коза по мостику»
Звук [З’], буква З. Дыхательное упражнение «Ёжик»
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Релаксация «Звери и птицы спят».
Игровой самомассаж по массажным дорожкам
«Хорошее настроение»
Май
1 неделя "Правила дорожного Игры «Мы – веселые ребята»,
движения" «Быстрые и ловкие».
Звук [Ж], буква Ж. Эстафеты «Грузовик». «Мотоциклисты».
«Внимательный водитель», «Внимательный
пешеход» (бег с преодолением препятствий).
Двигательно-речевая игра «Веселый пешеход»».
«Машина».
Малоподвижная игра: «Тише едешь – дальше
будешь»
Чистоговорки на звук [Ж]
Пальчиковая гимнастика «Светофор»
2 неделя "Насекомые. Упражнения в ходьбе и беге: «По тропинке»,
Пауки". «По болоту», «По кочкам»,
Звук [З-Ж], буква З, Ж. «Около муравейника».
Дыхательная гимнастика «Комарики».
Игра «День и ночь».
Пальчиковая гимнастика «Где живут букашки»
Двигательно-речевая игра «Гусеница»
3 неделя "Лето, цветы, ягоды" Двигательно-речевая игра «Угадайте,где мы были»
Звук [Д – Д’], буква Д. «Дрема».»Васильки».
Подвижная игра «Ручейки и озера». «Садовник».
Эстафета «Солнышко» (с обручем и
гимнастическими палками).
Чистоговорки на звук [Д – Д’]
Пальчиковая гимнастика «За ягодами». «Грибы».
4 неделя Диагностика Бег на 10 метров; метание мешочков на
Звук [Ф - Ф’], буква Ф. дальность; прыжок в длину;
заполнение журнала по мониторингу;
заполнение плана взаимодействия.