Анна Скирда
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы «Малахитовая шкатулка»
▼ Скачать + Заказать документы
В коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда и воспитателя успех напрямую зависит от продуманной системы, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно-воспитательном процессе жизнедеятельности детей.
Основной нашей задачей в коррекционной работе – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы „Малахитовая шкатулка“» размещена в разделах
Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.
Конечная цель коррекционной группы : воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя
Задачи логопеда :
1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
3. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
4. Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.
5. Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
6. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
7. Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.
Задачи воспитателей :
1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
• закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час).
• проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.
• систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.
• обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
• развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.
• развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.
3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.
4. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.
Основные направления в работе логопеда и воспитателя
В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:
• коррекционно-воспитательное
• общеобразовательное
Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.
Коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей группы лежат следующие принципы:
• принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
• принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
• принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
• принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
• принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи
Формы совместной работы
• совместное комплексно-тематическое планирование
• обмен информацией, обсуждение достижений детей
• личные контакты, беседы
• консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции)
• практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
• совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
• оформление методических копилок, памяток, родительского уголка
Воспитатель должен следить за речью ребенка и исправлять не только на своих занятиях, но и на протяжении всего рабочего дня. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя передразнивать, высмеивать, так как это может привести к снижению речевой активности, сформировать у ребенка отрицательное отношение к воспитателю и обучению в данной группе.
Во время занятий ошибки фиксируются воспитателем сразу. Моментально и незамедлительно. Уместно использовать такие слова как «неверно», «неправильно», «не так сказал». Во время НОД лучше привлекать к исправлению ошибок всех детей группы, для формирования слежения за речью других. В том случае, если ошибка не может быть исправлена самим ребенком или товарищем, тогда воспитатель должен сам исправить ребенка.