Татьяна Петровна Иванова
Взаимодействие учителя — логопеда и музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Правильное произношение способствует развитию гармоничной личности. Поэтому методы и приёмы работы в этом направлении будут всегда актуальны.
Публикация «Взаимодействие учителя — логопеда и музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя - логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.
И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребенка! Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой. У таких детей реже наблюдаются случаи логоневроза.
Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.
Целью проведения занятий по логопедической ритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Логопедическая ритмика создает благоприятные условия для развития нейрофизиологических процессов у детей с речевой патологией благодаря точной дозировке раздражителей, темпу, ритму, динамике музыки и слова. Этому также способствует коллективное выполнение заданий, когда отдельным детям за счет подражания другим удается правильно выполнять ритмическое упражнение.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. При проведении занятий следует помнить следующее.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям :
-коррекционно-развивающее;
-информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу музыкальный руководитель и логопед, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
План проведения совместных занятий
Педагогические задачи Учитель - логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. Игры на детских инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол Бибабо
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и в танце.
Развитие речевого дыхания
Развитие голоса Скороговорки.
Упражнение на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагменного дыхания.
Звуковая гимнастика.
Упражнения на развитие гибкости мягкого нёба. Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки.
Упражнения на дыхание в танце.
Движение с речью под музыку.
Хоровое пение.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико – артикуляционного образа звука. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально – ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен.
Пение песен со звукоподражанием.
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма. Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинантного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов и песен.
Осуществляя свою работу учитель – логопед и музыкальный руководитель должны учитывать :
-структуру речевого нарушения;
-осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
-закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
-всесторонне развивать личность дошкольника.
Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям пробудить его мысль и фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние малышей, а значит помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу специалистов. Специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя - логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.
Список рекомендуемой литературы по теме:
1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
2. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика: (для практикующих логопедов, педагогов, психологов, муз. работников, студентов деф., психолог., и муз. 2009. — 128 с.
5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.
6. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
7. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.