Мария Тулупова
Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с дошкольниками с ОВЗ на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» законодательно закреплены понятия «дети с ОВЗ», их право на получение образования и условия эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Категории детей с ОВЗ многообразны по полу, возрасту, социальному статусу и требуют создания специальных условий развития, обучения, воспитания. (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, О. Л. Гончарова)
В ФГОС ДО учитываются:
1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности.
Публикация «Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с дошкольниками с ОВЗ на современном этапе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Возможности освоения ребенком основной общеобразовательной программы на разных этапах её реализации.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ. Под специальными условиями понимается условия обучения, воспитания и развития детей, включающее использование специальных образовательных программ, методик и технологий, методов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, сурдоперевод, педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги проведения коррекционно-развивающей НОД специалистами ДОО, безбарьерное обеспечение доступа в здания образовательных организаций и др.
Под внутренней коррекционной службой ДОО (взаимодействие участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса) понимается интегрированная и координированная организация коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, познавательных, моторных нарушений и социальной адаптации в условиях ДОО.
Задачи:
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
2. Обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении Программы;
3. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (ИОМ, ИПР);
4. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО.
Участники коррекционно-педагогического процесса
-ребенок с ОВЗ
-администрация ДОО
-медицинский персонал (врач-педиатр, медсестра)
-учитель-дефектолог,
-учитель-логопед,
-педагог-психолог,
-инструктор по ФИЗО, по плаванию
-сурдопедагог, тифлопедагог,
-музыкальный руководитель,
-воспитатели,
-родители (законные представители) и др.
В системе взаимодействия выделяют два основных вида:
1. Тематическое взаимодействие. Данный вид работы всех специалистов – основа для разработки тематических и перспективных планов работы с детьми. Здесь единая тема раскрывается с учетом специфики деятельности каждого педагога. Тематическая интеграция представлена как единый календарный план совместной деятельности всех специалистов и воспитателей детского сада. На основе его разрабатываются перспективные планы работы каждого специалиста, осуществляется перспективно-тематическое планирование и календарное планирование по разным видам детской деятельности, по блокам и периодам обучения.
2. Проблемное взаимодействие. Проблемная интеграция обеспечивает взаимодействие специалистов для решения индивидуальных проблем детей и служит основой для разработки ИОМ. Проблемная интеграция представлена в индивидуальных планах работы с детьми, картах коррекционно-педагогического сопровождения ребенка, в тетрадях взаимосвязанной работы всех участников коррекционно-педагогического процесса. Необходимо отметить важную роль индивидуального образовательного маршрута, так как именно он представляет наиболее открыто и проблемное и тематическое взаимодействие в работе с воспитанниками с ОВЗ. Здесь нельзя рассматривать два вида взаимодействия отдельно друг от друга.
Одним из важнейших условий построения грамотной коррекционной работы с детьми с ОВЗ является определение ожидаемых результатов в усвоении программы.
Для ребенка с ОВЗ актуальными являются специальная группа требований к
развитию его жизненной компетенции, задаваемые ФГОС. В отличие от нормально развивающегося ребёнка, у которого при нормальной социальной ситуации навыки жизненной компетенции естественно складываются в процессе семейного воспитания, воспитаннику с ОВЗ даже при благоприятных семейных условиях в этом требуется
систематическая специальная помощь.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, эти направления образуют структуру ИОМ.
В концепции содержания специального образования выделены требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлениям:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира.
5. Дифференциация и осмысление адекватного возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Творческий союз всех участников коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса, объединенных общими целями, выстраивает процесс развития, организацию коррекционно-образовательного пространства.
Решения: осуществлять воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс в рамках реализации взаимодействия специалистов и воспитателей в условиях внедрения ФГОС ДО.