Гульдар Алексеева
Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» городского округа город Стерлитамак РБ
Презентация на тему:
«Условия организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе»
Подготовила воспитатель:
Алексеева Г. Р.
Для организации сюжетно – ролевой игры необходимо :
1. Выполнение санитарно – гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)
Публикация «Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
2. Организация игрового пространства (организация предметно-игровой среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; атрибуты к сюжетно- ролевой игры; создание безопасных условий игры)
3. Наличие игрушек.
- Сюжетно – образная игрушка. Это игрушка, отражающая в себе образ одушевленного существа (мишки, зайцы, котики).Важный аспект таких игр – постановка определенного сюжета (сказка, жизненная ситуация).
-Техническая игрушка. Она отражает средства передвижения, технику, используемые в труде, средство связи и информации.
-Игрушка- забава. Это- смешные человечки, фигурки зверей. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
-Маскарадно- елочная игрушка. Она лишь напоминает тот или иной персонаж, например – хвост, клюв, ушки.
-Спортивно-моторная игрушка. Предназначена для осуществления задач физического воспитания.
-Музыкальная игрушка. Удовлетворяет интерес к звукам.
-Театральная игрушка. Служит для эстетического воспитания, развивает речь, мышление, воображение.
-Дидактическая игрушка. Предназначена для сенсорного и умственного развития детей (пирамиды, матрешки, парные картинки).
-Строительный материал. Для развития конструктивных способностей.
-Игрушка - самоделка. При изготовлении игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового игрушек:
«Предметы оперирования»- это игрушки, имитирующие реальные предметы – орудия, инструменты, средства человеческой деятельности.
Например, чашки, утюг, руль, молоток.
«Игрушки персонажи» – это куклы, фигурки людей и животных; сюда же относятся ролевые атрибуты.
Например, белая шапочка врача, каска пожарника.
«Маркеры (знаки) игрового пространства»–это игрушки (игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит.
Например, игрушечная кухонная плита, дом – теремок, переносная стенка автобуса.
Требования к игрушкам.
-должна побуждать детей к творчеству, формировать дружеские взаимоотношения;
-отражать здоровый юмор;
-окрашена стойкими безопасными красками;
-легко подвергаться обработке.
4. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту.
Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным требования: это свобода движения ребенком темы, сюжета игры, игрушек, места и времени игры. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Создавая в ДОУ условия для осуществления права на игру, необходимо выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно- игровой средой, пригодной для различных видов игр.
Принцип универсальности предметно- игровой среды позволяет трансформировать ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития. Именно поэтому, предметно - игровая среда должна быть развивающей, т. е. она должна моделировать развитие игры и ребенка через игру.
В состав предметно – игровой среды входят:
-крупное организующее игровое поле;
-игровое оборудование;
-игрушки;
-атрибуты ;
-игровые материалы.
Предметно – игровая среда обязательно должна изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.
Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать игровое пространство.
Педагог, принимая участие в организации сюжетно – ролевой игры, должен передавать постепенно опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно – игровой обстановки в группе, которая является стимулом развития сюжетно – ролевой игры.
Педагогическая ценность макета в организации предметно – игровой среды ДОУ
Макет- это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистичного или фантастического).
Педагоги должны ориентироваться на организацию сюжетно – ролевых игр, в которых каждый ребенок сможет:
-удовлетворять свои интересы;
-реализовать свои возможности;
-создавать игровой сюжет и реализовать его;
-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Создать такие условия помогают макеты, они являются более высокой степенью сюжетно – ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.
В детских садах нужен «универсальный» макет.
«Универсальные» макеты условно делятся на два типа :
1. Макеты – модели: представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней сооружениями (дома, светофор, мелкий транспорт, деревья, цветы).
2. Макеты – карты: представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения объектов и несколькими ключевыми объектами - маркерами пространства. Так, на макете – карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.
«Универсальные» макеты
Ландшафтный макет – карта- это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля- коричневый цвет, дополняется несколькими на ней маркерами- деревьями, цветами.
«Универсальный» макет – это всего лишь знак, «наводящий» детей на воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов.
В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.
Ландшафтный макет - карта
Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами:
-художественная литература;
-художественные тексты;
-мультфильмы.
Например, макет – карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей.
Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым пополняя свой словарный запас.
Макетирование тесно связано с математикой: в процессе закрепляются математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет.
Способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами, развивает мелкую моторику рук.
Таким образом, следует отметить, что макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он способствует развитию воображения и детского творчества, где педагог, выступает как создатель проблемной ситуации и помощник в реализации игровых замыслов, т. е. направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?».
Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников.
Спасибо за внимание!