Лариса Максимова
Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает новые направления в организации речевого развития детей 3 – 7 лет. К семи годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка, которые должны быть у них сформированы на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь, может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента в следующие целевые ориентиры:
• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
• Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен к принятию собственных решений.
• Способен к волевым усилиям, может следовать социальным правилам поведения
У ребёнка должны быть сформированы те личностные качества, которые помогут емув успешной социализации и адаптации к школьному обучению.
Можно с уверенностью сказать, что ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры, поскольку несформированная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств. Прежде всего, дефекты речи приводят к нарушению в развитии высших психических функций, опосредованных речью:
-вербальной памяти
- смыслового запоминания
- слухового внимания
-словесно – логического мышления
Несформированность данных функций ведёт к значительному снижению умственной работоспособности и задержке в развитии познавательной деятельности, и как следствие, затрудняет переход ребёнка от игровой деятельности к учебной (не сформирована готовность к школьному обучению).
Ежегодное обследование детей показывает, что из 100 % детей 80% - дети с речевыми нарушениями и всего 20 % - дети у которых речевое развитие соответствует возрастной норме.
Исходя из данной проблемы, актуальность приобретает такая цель как интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями, успешность, которой зависит отэффективного взаимодействия всех участников коррекционно – образовательного процесса. В нашем детском саду это учитель – логопед, воспитатели, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители
Схема взаимодействия
И сегодня нам хотелось бы рассказать о взаимодействии специалистов в нашем ДОУ по речевому развитию детей.
Цель взаимодействия :
Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению
Задачи взаимодействия
• Разработка алгоритма взаимодействия специалистов ДОУ
• Разработка совместного тематического плана на основе единых лексических тем
• Организация предметно – пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
• Внедрение в образовательный процесс современных коррекционных и образовательных технологий
• Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов
Формы взаимодействия специалистов :
- ПМПк (консилиум)
- тематические педагогические советы
- мини – педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы
- семинары – практикумы
- тренинги
- посещение занятий, игр, других видов детской деятельности, интегрированные занятия их последующий анализ
- индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке. И так,
Специалистами ДОУ был разработан алгоритм взаимодействия по следующим направлениям:
- диагностико – проектироврчному
- коррекционно – воспитательному
- оценочно – аналитическому
Алгоритм взаимодействия специалистов :
- диагностико – проектировочноенаправление,в рамках которого каждый специалист обследует ребёнка по своему профилю, выявляет особенности и трудности в его развитии и все характеристики объединяются в комплексную оценку актуального уровня развития ребёнка. В перспективе, выстраивание всей системы коррекционно – воспитательной работы. Позволяет родителям и педагогам следить за ходом развития ребёнка и осуществлять индивидуальный подход. Взаимодействие специалистов вданном направлении предусматривает выделение общих и частных задач изучения и оценкиуровня развития ребёнка (таблица, составление индивидуальных образовательных программ, разработка комплексно – тематического планирования.
- коррекционно – воспитательное направление, в рамках которого происходит реализация индивидуальных и групповых программ, комплексно – тематического планирования. Взаимодействие специалистов вданном направлении предусматривает реализациюкомплексного тематического планирования, состоящего из следующих структурных компонентов:
• «Непосредственно – образовательная деятельность»
• «Взаимодействие воспитателя с детьми»
• «Самостоятельная деятельность детей»
• «Взаимодействие родителей с детьми»
В разделе «Непосредственно – образовательная деятельность» отражены коррекционно – речевые задачи, которые решает каждый специалист в рамках той или иной лексической темы, содержание коррекционно – образовательной деятельности, формы её организации, интеграция с образовательными областями. В данном случае данная структура взаимодействия позволяет решать ряд речевых задач :
На занятиях познавательного цикла:
- активизация и обогащение словаря
- отработка правильных грамматических конструкций
- воспитание навыков связной речи
- совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия
-закрепление правильного произношения звуков речи
- овладение разными речевыми моделями, простыми и сложными (ответы одним словом, словосочетанием, сложными предложениями)
занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование, аппликация) создают условия для развития навыков общения, так как совместное выполнение к –л поделки провоцируют оживлённые диалоги дошкольников. Поэтому эти занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой. Нужно осознать педагогическую значимость сложившейся ситуации и стараться не запрещать общение детей друг с другом. В данном случае целесообразнее будет поддерживать, и поощрять речевую активность детей, направляя её в нужное русло, используя её для решения речевых задач.
Иногда традиционные. Прямые пути педагогической работы, направленные на развитие речи дошкольников (рассказывание, чтение, объяснение содержания картинок, беседы) недостаточны. И большое значение имеют косвенные, опосредованные пути, которые своим содержанием создают у ребёнка потребность в речи. Это то, что является для ребёнка эмоционально значимым и побуждает его к речи. Они отражены в разделах: «Взаимодействие воспитателя с детьми», где прописаны формы и средства взаимодействия в рамках конкретной лексической темы
Раздел «Самостоятельная деятельность детей» раскрывает условия, созданные воспитателем, побуждающие ребёнка к речевой деятельности со сверстниками, в рамках конкретной лексической темы. В рамках данных разделов могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия педагога с детьми :
- специальные дидактические и развивающие игры
- занимательные упражнения
- беседы
- совместные практические действия
- наблюдения
- экскурсии
- методически продуманные поручения и трудовые задания
В плане коррекции речевой деятельности эти два раздела обладают большим потенциалом по отношению к первому, так как самостоятельная деятельность детей или под руководством взрослого является преобладающей. (В сравнении с непосредственно –образовательной деятельностью, где время четко регламентировано).
Воспитатели группы и логопед продумывают, какие из задач могут быть решены в ходе данных разделов.
«Взаимодействие родителей с детьми»
Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется учителем – логопедом и регулируется педагогами в форме рекомендаций по изучаемым лексическим темам:
- речевые игры и упражнения
- загадки
- составление описательных рассказов
- беседа
- игра с картинками по лексической теме
Взаимодействие всех структурных компонентов служит фундаментальным средством стимуляции ребёнка к речевой деятельности, и обогащения её средств и форм.
Оценочно – аналитическое направление предполагает оценку результатов коррекционно – речевой работы с каждым ребёнком и группой детей, а так же определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школы. Взаимодействие специалистов в данномнаправлениипредусматривает проведение итоговой психолого – педагогической и логопедической диагностики и сравнение достижений, в общем и речевом развитии ребёнка с данными первичного обследования. И, следовательно, оценку качества коррекционно – педагогической работы всех специалистов ДОУ.
Подводя итог всего выше сказанного, хотелось бы уделить отдельное внимание проблеме повышения уровня профессиональной компетентности специалистов в плане коррекционно – речевого развития детей. Это предполагает освоение ими следующих особенностей коррекционно- образовательной работы:
- Основные закономерности развития речи ребёнка от 0 до 7 лет
- Обобщённая характеристика речи детей группы компенсирующей направленности
- Особенности психо – речевого развития детей группы компенсирующей направленности
- Основные типы и свойства темперамента детей
- Основные задачи коррекционно - образовательной работы
- Задачи коррекционной работы с детьми каждого специалиста
- Целевые ориентиры
- Предполагаемые предметные результаты
- Формы и средства организации образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности
- Последовательность изучения лексических тем