Ангелина Ганаева
Взаимодействие специалистов дошкольной организации в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу
▼ Скачать + Заказать документы
АВТОРЫ: А. А. МОТИНА, С. Г. ЕРМАКОВА, А. В. ГАНАЕВА.
Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Смысл комплексного подхода мы видим, прежде всего, в том, что действия педагогов должны быть направлены на интеграцию в целостную систему всех целенаправленных влияний на ребенка.
Публикация «Взаимодействие специалистов дошкольной организации в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу» размещена в разделах
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс необходимо строить на основе такой коррекционно-развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями [1, с. 24].
В нашем детском саду функционируют две логопедические группы. Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимаются не только учителя-логопеды, но и другие педагоги, работающие с детьми.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в группах определяется комплексной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Поэтому для нас важно было организовать педагогический процесс таким образом, чтобы эти программы взаимодополняли и взаимообогащали друг друга и образовательный процесс. Выход мы нашли в осуществлении комплексного подхода к организации педагогического процесса в детском саду [2, с. 22].
Вокруг каждого ребенка, имеющего те или иные отклонения в развитии, мы создали единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и узкие специалисты : психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя воспитателям цели, задачи программы, методы ее реализации, сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения.
При определении содержания работы логопед знакомит воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информирует их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.
Воспитатели содействуют развитию всех сохранных анализаторов у детей, укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом в определенный период обучения. Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки.
В вечерние занятия воспитателя включаются задания:
– по отработке артикуляционных упражнений;
– для автоматизации поставленных звуков;
– на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом;
– для развития фонематического слуха;
– по формированию лексико-грамматической стороны и связной речи.
Коррекционно-педагогическая работа предусматривает решение следующих задач:
– формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
– преодоление нарушений слоговой структуры слова;
– обогащение словарного запаса;
– развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
– формирование грамматического строя речи и связной речи;
– обучение грамоте [1, с. 48].
Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи детей с общим недоразвитием речи, осложнённое стёртой формой дизартрии. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителей-логопедов и воспитателей.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.