Елена Нажимова
Взаимодействие специалистов и педагогов детского сада в организации двигательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитание ребенка. Двигательный режим в дошкольном учреждении включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную деятельность.
Публикация «Взаимодействие специалистов и педагогов детского сада в организации двигательной активности детей» размещена в разделах
Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей.
Наиболее успешное решение данных задач, и освоение дошкольником заданных ФГОС ДО целевых ориентиров возможно при объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс и при условии тесного взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физкультуре.
Тесное сотрудничество педагогов и музыкального руководителя обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач :
- укрепление здоровья и повышение работоспособности детей дошкольников - повышение интереса детей к двигательной активности
- создание разносторонней базы движений и жестов
- эффективное развитие двигательных способностей
- формирование выразительности движений
- развитие музыкального слуха и чувство ритма ребенка.
Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с инструктором по физкультуре, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию движений, а инструктору по физкультуре включение музыки в образовательный процесс необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности занятия, освобождения инструктора от подсчета во время выполнения упражнений и т. д.
Мы работаем в тесном контакте друг с другом.
Мы стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и развитию ребенка и единый стиль работы в целом.
Совместно изучаем содержание программы и составляем перспективный план работы по организации развлечений и досугов.
Совместно готовим и проводим праздники, развлечения, тематические занятия - чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы.
В начале учебного года, проводим оценку индивидуального развития детей, в рамках педагогической диагностики :
инструктор по физической культуре (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);
музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).
Совместно обсуждаем результаты для решения образовательных задач.
Планируем индивидуальную работу для поддержки ребёнка в музыкально-ритмической и двигательной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенно-стей его музыкально-ритмического и физического развития.
Музыка - является одним из средств физического воспитания. Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой.
Использование музыки на утренней гимнастике и физкультурном занятии является средством повышения эффективности физических упражнений, способствует яркой эмоциональной насыщенности занятия, создает ощущение психологической комфортности. повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательных систем организма, способствует увеличению моторной плотности занятия и увеличению двигательной активности.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Эффективность утренней гимнастики зависит во многом от удачного подбора музыкальных произведений. Чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, нужно хорошо представлять себе каждое упражнение, понимать, в чем смысл его, как правильно оно выполняется.
Музыкальный руководитель должен готовиться к проведению занятий и утренней гимнастики вместе с инструктором по физкультуре.
Я знакомлюсь с содержанием утренней гимнастики и физкультурных занятий, в каком темпе требуется его выполнять, сколько раз. В соответствии с этими требованиями подбираю музыку для вводной части занятия и общеразвивающих упражнений.
Мелодии для утренней гимнастики и физкультурного занятия обычно подбираю бодрые, жизнерадостные, ритмичные и чаще всего знакомые детям.
Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с ходьбой обычной, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс.
Аналогично подбираю музыкальное сопровождение к бегу, поскокам.
Те физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (лодочка, ножницы, подъем туловища из положения, лежа, отжимание и т. д., не следует проводить под музыку. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора по физической культуре появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.
Кроме того в индивидуальной работе инструктор по физической культуре отрабатывает и совершенствует простейшие танцевальные движения (боковой и прямой галоп, подскоки, перестроения в круги из круга, перестроение парами, тройками, тем самым помогая музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и развлечениям. Таким образом, навыки формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях и утренней гимнастики.
Результаты хронометража показали, что при одинаковой длительности и содержании физическая плотность ОРУ, значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него. Интенсивность движений, их темп и амплитуда больше, в случае выполнения детьми упражнений под музыку.
Совместно с инструктором по физкультуре проводим музыкально-спортивные праздники и развлечения. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Такие мероприятия планируем согласно годовому календарно-тематическому плану. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.
Чтобы не перегружать детей, в развлечения мы включаем несложные спортивные игры и аттракционы, которые доставляют не только радость, но и развивают их физические качества, находчивость, смелость, волевые качества.
Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе.
На музыкальных занятиях для развития двигательной активности я использую музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры
В музыкально - ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т. д.
Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.
Использование музыки на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка и помогает решать многие задачи:
• Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
• Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.
Музыка помогает воспитателю лучше организовать занятие, повысить его плотность!
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Особенно любимы детьми коллективные подвижные игры. Подвижные игры развивают у детей эмоционально – волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, подскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве.
Музыкальная игра как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Для того, чтобы музыкальная игра могла выполнять свои воспитательные задачи, надо научить владеть детей своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки. А это возможно только при тесном сотрудничестве воспитателя и музыкального руководителя.
Поэтому, только работая в тесном контакте с воспитателями можно добиться положительных результатов в развитии двигательной активности.
Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении (утренняя зарядка, непосредсвенно-образовательная деятельность, позволяют не только повысить двигательную активность, но и сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, увлекательным, поможет снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить детей.
Например, в процессе НОД по развитию речи дети разговаривают о насекомых, которых можно увидеть в лесу, на лесной поляне летом, они рассматривают картинку с изображением кузнечика, составляют небольшие рассказы о насекомом. Элементом этого занятия становится исполнение знакомой детям танцевальной композиции «Кузнечик» на музыку В. Шаинского. (А. И. Буренина).
На занятии по ознакомлению с окружающим миром «Ознакомление с природой» дети рассказывают об осени, о том, что происходит в это время года в природе: часто идет дождь, на улице становится холодно, листья желтеют и когда подует ветер - плавно и мягко падают на землю. Изображая покачивания деревьев, кружение листьев дети выполняют творческое задание на выразительность пластического образа в танце «Мы - осенние листочки».
В заключении можно сделать вывод:
положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.