Марина Иванова
Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Рассматривая ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие, способствуют преодолению имеющихся у детей речевых недостатков. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду. Успех коррекционной работы в группах компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности. В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования личности ребенка с речевым дефектом. Воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мотивации, доступных форм мышления. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин. В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем : 1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем; 2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; 3)автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедической образовательной деятельности.
Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем: учитель-логопед и педагог-психолог - психологическая диагностика, психологическая коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов; учитель-логопед и воспитатель - педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах; учитель-логопед и заместитель заведующего по воспитательной работе -помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ; учитель-логопед и медицинские работники - медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку, подготовка консилиумов; учитель-логопед и музыкальный руководитель - педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевые игры; учитель-логопед и инструктор по физической культуре - педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация речи с движением. Основные задачи взаимодействия специалистов ДОУ :
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня. 2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. 3. Составления плана взаимодействия со специалистами, построенной на основе комплексной диагностики. 4. Подбор игр и упражнений по развитию («Логопедические пятиминутки») : общей и мелкой моторики, лексико–грамматических категорий и связной речи, психических процессов, просодической стороны речи, слухового внимания и фонематического слуха. Система игр и упражнений разработаны с учетом календарно-тематического плана и рассчитаны на целый учебный год. Все задания охвачены определенными лексическими темами. Логопедические игры и упражнения направлены на развитие: 1) Общей и мелкой моторики – включают в себя подвижные игры, игры с мячом, пальчиковую гимнастику. 2) Просодической стороны речи – упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи. 3) Психических процессов – игры на развитие зрительного внимания, памяти, ловкости, творческого воображения и подражательности. 4) Лексико-грамматических категорий и связной речи – игры и упражнения на обобщение, дифференциацию, образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление предлогов и т. п. 5) Слухового внимания и фонематического слуха – упражнения «Внимательные ушки», «Подскажи словечко».Материал имеет многофункциональный характер и ориентирован на успешную компенсацию психоречевых дефектов. Взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников ДОУ, посещающих группы компенсирующей направленности: достаточно сформирована артикуляционная, мелкая и общая моторика; сформировано произношение, фонематический слух и восприятие; сформированы навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов; достаточно развито восприятие, внимание, память, логическое мышление; обогащена, уточнена и активизирована лексика; сформирован грамматический строй речи; развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.
Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.
«Литература»
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. -СПб. :Издательство «Лань»,2003.
2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений\Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. –М. : АРКТИ, 2002.
3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие
специалистов. Коллективная монография\М. А. Поваляевой. – Ростов на Дону: «Феникс», 2002
4. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе
детей с нарушениями речи. –Мн. : «Аверсэв», 2005
5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста. М., 1999.