Людмила Вожегова
Проект по трудовому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Веселый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по трудовому воспитанию детей в старшей группе
Тема : «Веселый огород»
Актуальность темы проекта : проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Публикация «Проект по трудовому воспитанию детей в старшей группе Тема: „Веселый огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Тип проекта : групповой, практический, долгосрочный
Направление-«Познавательно-речевое»,образовательная область «Познавательное развитие».
Познавательно-исследовательский проект «Веселый огород».
Проект долгосрочный 15.05.14-17.10.14
Цель проекта :создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений нашего края.
Задачи:
Образовательные:
Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование.
Расширение представлений детей о труде взрослых (посадка семян, полив, рыхление, прополка, сбор урожая).
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
Учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей);
Воспитательные :
Формирование первичных представлений о безопасности поведения в природе.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формирование проектно- исследовательских умений и навыков:
- Выявление проблемы;
- Самостоятельный поиск решения;
- Выбор из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивное его использование;
- Самостоятельный анализ полученных результатов
Для реализации проекта был разработан план :
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
5. Итог проекта – «Осенние фантазии» выставка.
Прогнозируемые результаты:
- Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях родного края, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
-Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
- повысится интерес к труду;
- дети получат необходимые знания о разных профессиях;
- будут знать о значимости труда;
- будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
- научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
- у детей сформируются навыки совместной деятельности;
- установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
- для детей труд станет потребностью.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.
Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.
Возраст детей : старший дошкольный возраст;
Предметно- пространственная среда: группа, участок детского сада «Огород».
Непосредственная образовательная деятельность (НОД)
Коммуникация:
Рассматривание картин «На огороде», «В саду», «Сбор урожая», составление рассказов на тему из семейного опыта «Заготовки», «Труд людей в деревне осенью», «Как мы сажали (убирали) картошку»
Познание:
«Знакомство с трудом овощеводов», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Как сберечь урожай».
«Как сделали томатный (фруктовый сок)», «Сварим из овощей вкусный суп», «Приготовим винегрет».
Художественное творчество:
Рисование «Что созрело в саду?», «Что созрело в огороде?», «Яблоня с золотыми яблоками в саду».
Лепка «Овощи (Фрукты) для игры в магазин», «Собираем урожай».
Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелках».
Интеграция с другими образовательными областями познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности с детьми в режимных моментах:
Познавательная (беседы) : «Для чего необходимо полоть, поливать растения», «Сорняки и как с ними бороться», «Солнце друг и враг растений», «Куда тянутся корни», «Запасливые стебли», «Что сначала, что потом», опыты на огороде.
Чтение художественной литературы Г. Юрмин «Печка в огороде», В. Сухомлинский «Почему репка выросла такая пребольшая?», «Откуда зимой свежие огурчики?», Н. Носов «Огородники». В. Голявкин «Сорняк», Л. Толстой «Старик и яблони», Ю. Тувим «Овощи», В. Сухомлинский «Правая и левая рука». «Дело было в огороде»,рнс «Вершки и корешки», «Как варить компот».
Ю. Тувим «Овощи», «Пых» (белорусская сказка) .
Изодеятельность Рисование овощей по трафаретам, раскраски (овощи и фрукты).
Дидактические игры:
-«Угадайте, что я делаю»
-«Что сначала, что потом?»
-«Назови профессию»
-«Ты спроси, а я отвечу»
-«Выбираем работу»
-«Кому что нужно?»
-«Продайте то, что опишу»
-«Отгадай и назови»
-«Зачем (для чего) нужно это делать?»
«Созрело- не созрело»
«Съедобное-несъедобное
«Узнай на ощупь»
«Узнай на вкус»
«Вершки и корешки»
«Что где растет»
«Загадай – мы отгадаем
«В саду, на огороде», «Угадай, что это?».
«Магазин «Семена»»
«Угадайте, что в мешочке?»
Двигательная: «Зайчик в огороде», «Сварим щи и компот», «Что в корзинку мы берем?», «Собери урожай», «Огородники».
Трудовая :Прополка, полив, сбор урожая на огороде, опыты на огороде, подготовка огорода зиме.
1. Подготовительный этап
Поисковый
Формулируем проблему: «Могут ли овощи расти на Марсе?»
Цель: Установить какие условия необходимы для роста культурных растений.
При постановке цели определяется продукт: семена культурных растений.
Вводим в игровую ситуацию: «Путешествие семян по разным планетам».
Формулируем задачи: установить какое значение в жизни растений имеют вода, солнце, земля, уход.
Аналитический
Подводим к решению задачи.
Помогаем детям спланировать деятельность (найти решение путем экспериментирования, мозгового штурма).
С помощью родителей собрали коллекцию семян
Подготовили почву и семена для посадки, орудия труда.
Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Что можно приготовить».
Изготовили героев инсценировки «Морковкины сказки».
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП (Основной, практический)
Дети под руководством воспитателей посадили семена салата, кабачка, лука, огурца, свёклы, редиски,томата, петрушки.
Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
- наблюдение за ростом корневой системы гладиолуса в речном писке;
- проращивание семян гороха в вате между призрачными плоскостями.
-наблюдение за ростом растений на свету и в темноте.
- наблюдение насколько вода необходима для растений.
-наблюдение насколько растения нуждаются в уходе.
Дети наблюдали за ростом растений, учились ухаживать за растениями (сажать, поливать, пропалывать, рыхлить землю, собирать урожай).
В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
Проводились беседы по данной теме.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Дети с помощью воспитателя сформулировали какие оптимальные условия необходимы для роста растений.
Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай огурцов, лука, редиски, картошки. Дети с большим удовольствием попробовали овощи и зелень выращенные своими руками.
Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили альбом.
ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Земля.
Беседа: «Узнаем какая земля»
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток поливают, другой нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2кантейнера с землей и проростками растений. (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).
Человек.
Беседа: «Человек и растение»
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 кантейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
ИТОГОВОГОЕМЕРОПРИЯТИЕ –выставка «Осенние фантазии».
Загадки об овощах
Дом зеленый тесноват:
Узкий длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда -
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
горох
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
капуста
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка.
картошка
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
лук
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
морковь
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.
огурец
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
перец
Это вовсе не игрушка -
Ароматная…
петрушка
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Помидоры
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
Редиска
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
Репа
Над землей трава,
Под землей бордовая голова.
Свекла
В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена.
тыква
В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа.
фасоль
Маленький и горький, луку - брат.
чеснок
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
Пословицы и поговорки о труде
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.