людмила козлова
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» размещена в разделах
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. А это возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2) Повышением педагогической культуры родителей.
3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы я вижу в следующем:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями является:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2) Индивидуальный подход.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
4) Тщательная подготовка к мероприятиям.
5) Своевременная реакция педагога на социальный запрос родителей.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы общения. Работая в этом направление уже много лет, я провела большую работу с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей.
Убеждаю их о необходимости систематичности этих мероприятий.
Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно. Это и такие традиционные формы как конференции, круглые столы, а также индивидуальные беседы, консультации. Помимо прочего, в своей работе я применяю разнообразные опросы, семинары-практикумы, мастер-классы. Очень важны досуговые формы общения. Это совместные досуги, проекты, праздники, участие родителей и детей в выставках, выпуск газет. В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя мама- самая любимая»; «Мой папа- солдат»; «Как мы провели лето» и другие. Каждый номер стенгазеты посвящаются определенной теме.
Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками в День Матери, когда проходит конкурс выпечки, в котором с удовольствием принимают участие и мамы, и бабушки воспитанников.
В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на конкурсе «А ну-ка папы!». Родители настолько благодарны, что даже пишут на сайте детского сада положительные отзывы. Целью этой работы было: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогащение отношений через эмоциональное общение.
Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
В нашей группе не пропускают мероприятия, посвященные физическому развитию воспитанников. Каждый год мы привлекаем родителей и детей для участия в районных Олимпиадах. И родители не остаются в стороне, всегда готовы помочь и проявить активное участие в спортивной жизни сада.
В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных праздников, посвященных «23 февраля». Наши мальчишки охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Щедрая осень», «Портрет Мамы», «Нарядили Елочку в праздничное платье», «Каждой пичужке - кормушка», «Весенний букет» и другие, позволяет укрепить взаимодействие д/ сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. В современных условиях трудно обойтись без их поддержки. И благодаря грамотно построенному взаимодействию с ними, наша группа по праву считается наиболее красиво оформленной.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей и воспитателей. На таких мероприятиях, как подготовка группы к новому учебному году. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Взаимодействие родителей и д/ сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитать достойное поколение. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.