Папки-передвижки

Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у старших дошкольников интереса к художественной литературе

Юлия Казаркина
Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у старших дошкольников интереса к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение проблемы формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста – своевременно и актуально, так как современные дети мало знакомы с бумажным вариантом книги, предпочитают средства компьютерных технологий. Хотя чтение художественной литературы в отечественной науке всегда рассматривалось как средство формирования личности, ее кругозора, мировоззрения, интересов и предпочтений, знаний социального порядка.

Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у старших дошкольников интереса к художественной литературе» размещена в разделах

Дошкольный возраст является периодом активного привлечения ребенка к чтению художественной литературы, поскольку за это время у ребенка появляется интерес к книге, а также закладываются различные читательские способности.

Проблеме формирования у детей дошкольного возраста интереса к художественной литературе уделялось большое внимание со стороны различных ученых науки. Различные аспекты данной проблемы отражены в работах таких ученых, как Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская (29; 15; 12; 42). Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец, Л. В. Обухова считали дошкольный возраст самым важным периодом в ходе развития личности ребенка, в том числе и для привития интереса к чтению художественной литературы. Основные задачи в ходе процесса воспитания в личности ребенка интереса к произведениям литературы, по мнению Л. С. Выготского, состоят не только в том, чтобы изучить классическую литературу и её историю, но и также познакомить ребенка с миром художественного слова.

Несомненно, совместными усилиями и действиями семьи и педагогов ДОУ должно осуществляться приобщение дошкольника к чтению художественной литературы как части духовной культуры, которая отражается в знаниях, бережном отношении к книге, в формировании интереса к процессу чтения и развитие познавательного интереса и творчества личности. Именно окружающее общество, в котором воспитывается ребенок, формирует его интерес к художественной литературе, присваивает желание общаться с книгой.

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений литературного образования, регламентируемого ФГОС ДО. В рамках области «Речевое развитие» ребенок должен овладеть речью как средством общения и культуры, а также познакомиться с книжной культурой и детской литературой. В рамках области «Художественно-эстетическое развитие» дети должны научиться воспринимать художественную литературу и фольклор.

Взаимодействие семьи и детского сада является одним из основных направлений реализации стратегии развития воспитания в России. Формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики в области воспитания.

Чтение, в том числе семейное, используется для познания мира и формирования личности. Создание условий для повышения уровня владения русским языком является важным аспектом воспитания. Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада в формировании у старших дошкольников интереса к художественной литературе является актуальной и важной темой исследования.

Вместе с тем, исследуемая нами проблема формирования интереса у детей к чтению художественной литературы недостаточно полно раскрыта в психолого-педагогической литературе.

Исходя из вышесказанного, сложилось противоречие между необходимостью развития интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе и недостаточной теоретической разработанностью и методической оснащенностью вопроса взаимодействия семьи и детского сада в формировании данного интереса у старших дошкольников.

На основе выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности взаимодействия семьи и детского сада в формировании интереса у старших дошкольников к художественной литературе.

Цель исследования: изучить возможности взаимодействия семьи и детского сада в формировании интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Объект исследования: формирование интереса у старших дошкольников к художественной литературе.

Предмет исследования: взаимодействие семьи и детского сада в формировании интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: развитие интереса у старших дошкольников к художественной литературе окажется более успешным, если будут реализованы следующие условия:

- направленное взаимодействие семьи и детского сада в формировании интереса к художественной литературе у старших дошкольников будет систематическим и последовательным;

- будут реализованы специальные средства и методы в процессе развития: подобран развивающий материал, обеспечен индивидуально-дифференцированный подход к детям, который предполагает учет уровня сформированности интереса у старших дошкольников к художественной литературе.

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:

1. Рассмотреть проблему формирования интереса к книге у дошкольников в психолого-педагогической литературе

2. Описать специфические особенности формирования интереса к художественной литературе у старших дошкольников

3. Выявить возможности взаимодействия семьи и детского сада в формировании интереса к художественной литературе у старших дошкольников

4. Провести диагностику уровня сформированности педагогической культуры родителей в вопросах приобщения детей к чтению художественной литературы и интереса к художественной литературе у старших дошкольников

5. Выстроить и апробировать систему работы по взаимодействию семьи и детского сада с целью формирования у старших дошкольников интереса к художественной литературе.

6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методологическими основами исследования явились важнейшие общенаучные принципы отечественной и зарубежной педагогики: в основе лежат принципы детерминации и особенности возрастного развития личности, деятельностный подход, принцип личностного подхода.

Теоретической базой исследования явились: общая теория познавательного интереса, отраженная в трудах Б. Г. Ананьева, А. К. Марковой, Н. Г. Морозовой, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной; специфика познавательных интересов у дошкольников, представленная трудами ученых – Л. А. Блащук, А. В. Запорожец, Л. Ф. Захаревич, С. А. Козлова, Н. К. Постникова и др. ; труды таких педагогов, как Е. В. Квятковский, Е. П. Крупник, В. А. Левин, Н. Г. Морозова, Ю. В. Шаров, которые рассматривали различные аспекты изучения читательского интереса детей; исследования приобщения дошкольников к книжной культуре Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детейВзаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО»Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО» (выступление на «Педагогических чтениях») В конце апреля у нас проходили ежегодные районные Педагогические чтения, на которых я выступала.

Совместное творчество сближает! Взаимодействие детского сада и семьиСовместное творчество сближает! Взаимодействие детского сада и семьи Совместное творчество сближает! «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил,.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у старших дошкольников интереса к художественной литературе
Опубликовано: 27 июня 2023 в 17:34
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у старших дошкольников интереса к художественной литературе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Казаркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД