Юлия Казаркина
Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у старших дошкольников интереса к художественной литературе
▼ Скачать
Изучение проблемы формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста – своевременно и актуально, так как современные дети мало знакомы с бумажным вариантом книги, предпочитают средства компьютерных технологий. Хотя чтение художественной литературы в отечественной науке всегда рассматривалось как средство формирования личности, ее кругозора, мировоззрения, интересов и предпочтений, знаний социального порядка.
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у старших дошкольников интереса к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст является периодом активного привлечения ребенка к чтению художественной литературы, поскольку за это время у ребенка появляется интерес к книге, а также закладываются различные читательские способности.
Проблеме формирования у детей дошкольного возраста интереса к художественной литературе уделялось большое внимание со стороны различных ученых науки. Различные аспекты данной проблемы отражены в работах таких ученых, как Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская (29; 15; 12; 42). Д. Б. Эльконин, А. К. Запорожец, Л. В. Обухова считали дошкольный возраст самым важным периодом в ходе развития личности ребенка, в том числе и для привития интереса к чтению художественной литературы. Основные задачи в ходе процесса воспитания в личности ребенка интереса к произведениям литературы, по мнению Л. С. Выготского, состоят не только в том, чтобы изучить классическую литературу и её историю, но и также познакомить ребенка с миром художественного слова.
Несомненно, совместными усилиями и действиями семьи и педагогов ДОУ должно осуществляться приобщение дошкольника к чтению художественной литературы как части духовной культуры, которая отражается в знаниях, бережном отношении к книге, в формировании интереса к процессу чтения и развитие познавательного интереса и творчества личности. Именно окружающее общество, в котором воспитывается ребенок, формирует его интерес к художественной литературе, присваивает желание общаться с книгой.
Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений литературного образования, регламентируемого ФГОС ДО. В рамках области «Речевое развитие» ребенок должен овладеть речью как средством общения и культуры, а также познакомиться с книжной культурой и детской литературой. В рамках области «Художественно-эстетическое развитие» дети должны научиться воспринимать художественную литературу и фольклор.
Взаимодействие семьи и детского сада является одним из основных направлений реализации стратегии развития воспитания в России. Формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики в области воспитания.
Чтение, в том числе семейное, используется для познания мира и формирования личности. Создание условий для повышения уровня владения русским языком является важным аспектом воспитания. Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада в формировании у старших дошкольников интереса к художественной литературе является актуальной и важной темой исследования.
Вместе с тем, исследуемая нами проблема формирования интереса у детей к чтению художественной литературы недостаточно полно раскрыта в психолого-педагогической литературе.
Исходя из вышесказанного, сложилось противоречие между необходимостью развития интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе и недостаточной теоретической разработанностью и методической оснащенностью вопроса взаимодействия семьи и детского сада в формировании данного интереса у старших дошкольников.
На основе выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности взаимодействия семьи и детского сада в формировании интереса у старших дошкольников к художественной литературе.
Цель исследования: изучить возможности взаимодействия семьи и детского сада в формировании интереса к художественной литературе у старших дошкольников.
Объект исследования: формирование интереса у старших дошкольников к художественной литературе.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и детского сада в формировании интереса к художественной литературе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие интереса у старших дошкольников к художественной литературе окажется более успешным, если будут реализованы следующие условия:
- направленное взаимодействие семьи и детского сада в формировании интереса к художественной литературе у старших дошкольников будет систематическим и последовательным;
- будут реализованы специальные средства и методы в процессе развития: подобран развивающий материал, обеспечен индивидуально-дифференцированный подход к детям, который предполагает учет уровня сформированности интереса у старших дошкольников к художественной литературе.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему формирования интереса к книге у дошкольников в психолого-педагогической литературе
2. Описать специфические особенности формирования интереса к художественной литературе у старших дошкольников
3. Выявить возможности взаимодействия семьи и детского сада в формировании интереса к художественной литературе у старших дошкольников
4. Провести диагностику уровня сформированности педагогической культуры родителей в вопросах приобщения детей к чтению художественной литературы и интереса к художественной литературе у старших дошкольников
5. Выстроить и апробировать систему работы по взаимодействию семьи и детского сада с целью формирования у старших дошкольников интереса к художественной литературе.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологическими основами исследования явились важнейшие общенаучные принципы отечественной и зарубежной педагогики: в основе лежат принципы детерминации и особенности возрастного развития личности, деятельностный подход, принцип личностного подхода.
Теоретической базой исследования явились: общая теория познавательного интереса, отраженная в трудах Б. Г. Ананьева, А. К. Марковой, Н. Г. Морозовой, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной; специфика познавательных интересов у дошкольников, представленная трудами ученых – Л. А. Блащук, А. В. Запорожец, Л. Ф. Захаревич, С. А. Козлова, Н. К. Постникова и др. ; труды таких педагогов, как Е. В. Квятковский, Е. П. Крупник, В. А. Левин, Н. Г. Морозова, Ю. В. Шаров, которые рассматривали различные аспекты изучения читательского интереса детей; исследования приобщения дошкольников к книжной культуре Н. С. Карпинской, М. М. Кониной, Л. М. Гурович, З. А. Гриценко.