Юлия Боброва
Взаимодействие семьи дошкольного образовательного учреждения в целях обеспечения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Улучшение качества дошкольного образования – вот задача, которая стоит одной из главных в настоящее время.
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводят нас новые требования работы с семьей : за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать.
Публикация «Взаимодействие семьи дошкольного образовательного учреждения в целях обеспечения качества образования» размещена в разделах
Установление взаимосвязи МДОУ и семьи является решающим условием обеспечение качества образования. Основной целью взаимоотношений Васильевского МДОУ и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и МДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:
• Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом Васильевского МДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
• Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МДОУ
• Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
• Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ положены следующие принципы:
-родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- помощь ребенку, уважение и доверие, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи;
- максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов;
- взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.
Педагогический коллектив Васильевского МДОУ разработал модель системы взаимодействия с семьей и определил основные направления работы:
1. Изучение семьи каждого воспитанника; изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
2. Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;
3. Использование опыта деятельности других МДОУ для построения модели взаимодействия с родителями;
4. Расширение средств и способов работы с родителями;
5. Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.
6. Привлечение родителей к активному участию в деятельности МДОУ;
7. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
8. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
9. Знакомство с семейными традициями.
В направлении Знакомство с семейными традициями нами проведена очень интересная и продуктивная работа.
1. В ДОУ ведется работа по созданию семейных стенгазет. Каждый месяц наши родители приносят стенгазеты в группы на разную тематику: «Как мы отдыхали летом», «Наши спортивные увлечения», «Путешествия в другие страны», «Семеные традиции». Начали то направления самые активные родители, а сейчас в эту работу вовлеклись многие из семей, поэтому в течении каждого месяца появляются новые стенгазеты с интересными событиями из жизни.
2. Так же ведется работа по ознакомлению с семейными традициями и хобби родителей. Это: вязание крючком одежды и детских игрушек, швейное мастерство и изготовление кукол и одежды из ткани. Интересные традиции по работе с бумагой – оригами. Родители проводят мастер – классы для детей и педагогов.
3. Популярна у нас почта доверия. В силу разных причин, родители избрали метод – письменных обращений. Это помогает нам решать вопросы (по питанию, организации Дней Рождений для детей в ДОУ, посещение ДОУ театральных студий и тд.)
4. Углубленно ведем направление по краеведению – знакомство с малой Родиной. Сами родители организуют детей на выставки в нашем музее «Новогодние игрушки наших бабушек», фотовыставка «Моя Родина», «Изделия наших сельских умельцев».
Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования.
Немало важным аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство МДОУ. Для этого в Васильевском МДОУ были разработаны критерии отслеживания результативности функционирования и развития системы взаимодействия МДОУ и семьи (Приложение №1)
Полученные результаты позволяют отслеживать результативность функционирования и развития системы взаимодействия ДОУ и семьи, выявлять степень достижения цели на разных этапах деятельности.
Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса и в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются непосредственными участниками образовательных отношений.