Наталия Копылова
Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, врач, соседи т. д. В первые дни своей жизни ребенок включен в социальное взаимодействие. Прежде, чем ребенок научится говорить, он уже получает первый опыт общения.
Публикация «Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для того, чтобы личности начать развиваться и совершенствоваться, необходимо присутствие и влияние других людей, тогда ей нужно приспосабливаться к тому, чтобы исполнять среди людей определенных обязанностей, отвечать за образ своего поведения, за свои поступки и дела. Это и есть социализация. Основными чертами в социализации являются : передача обществом культурных традиций, норм и правил поведения, опыта поколений, ценностей, и их усвоение членом общества.
Воспитание является частью социализации. Она является особой тактикой ускорения, исходя из того, что социализация действует целенаправленно. Если рассмотреть социализацию в более узком смысле, то она считается как контролируемая социализация.
Исследованием развития процесса социализации детей дошкольного возраста занимается не мало современных исследователей. При обзоре данных таких авторитетных исследователей, как А. А. Майер и О. И. Давыдовой процесс социализации лучше развивается при таких условиях:
1. Положительная общественная ситуация развития;
2. Участие взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
3. Создание всесторонней деятельности и общения главнейшими видами формирования и взаимовлияния с окружающим миром.
В образовательном процессе в образовательных дошкольных учреждениях существует много функций. Педагоги-психологи из всего множества особенно выделяют функцию социальную. Данная функция
включает в себя следующие черты: поддержку в социальном и психологическом плане детям и взрослым, попытки отстранить отрицательное влияние социума, процесс воспитания всего социального окружения ребенка.
Семья занимает важнейшее место в жизни и воспитании ребенка, помогает приобрести общественный опыт.
В отличие от других институтов воспитания, семья использует самые щадящие, терпимые и безболезненные методы, основа которых – преемственность поколений.
В воспитании детей семья играет огромную роль. Только семья способна создать особую эмоциональную атмосферу, где ребенок чувствует себя счастливым, именно здесь ребенок учится позитивно относиться к себе, что сказывается на его развитии. Следует отметить еще одну важнейшую роль воспитания и влияния семьи. Ребенок неосознанно впитывает благодаря семьи ценностные установки, мировоззрение, отношение к жизни, правила общения и принципы поведения как дома, так и в обществе. Важно отметить, что на успех семейного воспитания влияет пример поведения, отношение к жизни и личные качества самих родителей.
Важный аспект в содружестве «семья – дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие воспитателя, психолога и родителей в процессе воспитания детей. Педагоги считают, что лишь открытость дошкольной организации поможет перейти к новому принципу отношений родителей и педагогов.
Авторитетный педагог-психолог Дженни Лешли выделил особенности функционирования работы с дошкольным образовательного учреждения
1. Донесение до родителей организаторами ДОУ методов и принципов воспитательного процесса
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Привлечение родителей в трудовую, игровую и образовательную деятельность вместе с детьми.
4. Родители должны взаимодействовать с общественными организациями.
5. Необходимость принятие участия работников ДОУ в оказании помощи некоторым семьям в воспитании при необходимости.
Основные принципы при организации работы с семьями :
1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
3. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Преимущества данного вида взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Данная форма взаимодействия имеет неоспоримые достоинства для создания условий полноценной социализации ребенка.
-Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
-Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса
-Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
-Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
-Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является
залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста.
Опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития.