Валентина Субарь
Опыт работы «Актуализация содержания внеурочной работы по предмету в начальной школе в целях повышения качества образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на августовской конференции
по теме:
«Актуализация содержания внеурочной работы по предмету в целях повышения качества образования»
(из опыта работы МОУ Черниговская ООШ учитель начальных классов Субарь В. Ф.)
Слайд 1
Публикация «Опыт работы „Актуализация содержания внеурочной работы по предмету в начальной школе в целях повышения качества образования“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Концепция модернизации российского образования на период до
2020 года определяет цели общего образования. Самые главные из этих целей вызваны потребностью сформировать у каждого выпускника общеобразовательной школы целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Значение школы в подготовке подрастающего поколения огромно. Во всей этой громадной системе начальная школа является важнейшим этапом накопления знаний об окружающем мире, развития разнообразных отношений к природному и социальному окружению, способствующих становлению личности, формированию экологической культуры. «В связи с этим школа ориентируется на индивидуализацию образования, повышение качества знаний, развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении. Это требует применения разнообразных форм обучения школьников».
На фоне всего этого возрастает значение внеурочной работы – составной части учебно-воспитательного процесса в школе. Кроме того внеурочная деятельность является и одной из форм организации свободного времени учащихся. «Внеурочная деятельность понимается сегодня, преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности»
В современной школе очень важно и вместе с тем очень сложно заинтересовать школьников учебным предметом, повысить мотивацию к обучению. Как нам кажется, достичь этого можно только через продуманную систему внеурочной деятельности.
Современное общество испытывает потребность в самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
2. Слайд (цитата)
Как актуально сегодня слышатся слова В. А. Сухомлинского: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе двадцать первого века.
На данном этапе развития школы внеурочная работа становится особенно актуальной.
Слайд 3
И конечно же хорошим подспорьем для внеурочной работы служит материально техническая база.
Я хочу поделиться собственным опытом внеурочной работы по предмету окружающий мир и литературное чтение. Я работаю по программе Перспектива.
Программой А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой не предусмотрены экскурсии в природу. Проведение экскурсий возможно по желанию учителя за счет 10 часов резерва учебного времени.
Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой. Любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Так, например в 1 классе предусмотрены следующие внеклассные и внешкольные занятия при изучении тем «Мы и наш мир»-блок внеклассной, внешкольной работы : путешествие в ближайший парк, за околицу села
Тема «Мы и наш класс» блок внеклассной внешкольной работы участие в школьном спортивном празднике с программой детских народных игр.
В 3 классе одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы является семейное и патриотическое воспитание. В блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Слайд 4
Современные образовательные программы предусматривают самостоятельную поисковую работу ребёнка, выполнение проектов. Но в рамках урока выполнить даже минипроект до конца не всегда удаётся. Поэтому приходится встречаться с детьми вне урока, а это уже совсем другая атмосфера, более располагающая обстановка.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной работы, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты. Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы я считаю не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Ученики имеют опыт выступления перед одноклассниками и жюри. На школьной научно-практической конференции защищались проекты, «Медведка- друг или враг», «Черепашка мой друг»,
Слайд 5
«Берёза- символ России» Такая работа нацелена на реализацию способов поиска информации, и повышение роли самостоятельной работы. Дети учатся наблюдать, делать выводы, вести опрос, фиксировать данные в таблицу. В процессе работы научились составлять презентацию. Именно самостоятельная поисковая работа, – это первая искорка, зажигающая факел любознательности.
Не секрет, что современным детям доступны компьютеры, телефоны, планшеты, фотоаппараты, как правило многие умеют пользоваться, но вот работать с пользой не умеют. Я бы даже сказала пользуются себе во вред.
Важно донести до ребёнка, что телефон это не развлекательная игрушка, а средство связи с родителями одноклассниками и т. д. На компьютере можно не только играть, а необходимо уметь работать во многих программах: например составить ту же презентацию, уметь вставить и обработать фотографию из телефона или фотоаппарата.
Я веду внеурочную деятельность по спортивно - оздоровительному направлению «Будь здоров», занятия перекликаются со многими предметами не только физической культурой, но и окружающим миром, и литературным чтением. Так в январе на занятиях внеурочной деятельности 1 и 3 классы сняли видеоролик экологической рекламы «Покормите птиц» ролик всего 30 секунд, но какая огромная работа предшествовала этому. Ребятам было объявлено, что будем снимать кино, но необходимо заготовить реквизит, и выучить роли. Ребята с удовольствием учили стихотворения, волновались, переживали. Было дано задание найти и принести на бумажном носителе разные виды кормушек. После уроков целую неделю мастерили кормушки, в процессе обсуждали какие птицы любят какой корм, какой корм вреден птицам, кто прилетит к нам, как мы их сфотографируем, зарисуем. Наблюдали за птицами вели учёт. В атласе – определители А. А. Плешакова «От Земли до неба» искали названия тех птиц которые посещали наши кормушки. Ежедневно насыпали корм. Наконец сняли фильм естественно не с первого раза. А когда в начальных классах проходила предметная неделя окружающего мира первоклассники презентовали свой фильм. Были награждены грамотами. Эти знания нашли отражения на уроках окружающего мира «Охрана природы», «Красота родного села», «Природа России».
Не секрет, что большинство современных детей не любят читать. Но ведь с внедрением ФГОС ребёнок сам должен добывать информацию. Передо мной всегда стояла задача, как привлечь детей к художественной литературе и к чтению вообще. Красочной иллюстрацией уже не удивишь, толщиной книги, тоже читать не заставишь. А вот через аудиопрослушивание и видео охотно соглашаются. Конечно на уроке невозможно посмотреть отрывок фильма, или прослушать аудиозапись. А во внеурочное время это можно сделать. Прослушиваем или просматриваем самый интригующий отрывок, а что было до или после должны восстановить по прочтению и рассказать в классе.
Замечательная сказка – повесть Александра Волкова «Волшебник изумрудного города», самое большее, что знают дети, как летала девочка в домике. А как звали её друзей, зачем они шли к Великому Гудвину. Каждую встречу заканчивала интересным вопросом, подталкивая тем самым детей к прочтению новой главы (Всегда ли Железный Дровосек был Железным?) до следующей встречи дети рассказывали на переменах друг другу и мне о прочитанном. К чему это привело? К осознанному чтению, к поиску ответа на вопрос, дети с удовольствием пересказывают, ведь они знают, за это оценку не поставят, и в конечном итоге к повышению читательской активности и повышению техники чтения.
Слайд 6
По учебнику Климановой Л. Ф. каждый раздел заканчивается рубрикой «Наш театр». Инсценирование небольшого произведения. На такой урок мы обычно приглашаем зрителей или родителей 2-3 человека. Этому уроку предшествует внеурочная работа обсуждение ролей и поведение персонажей (репетиция). Некоторые дети стесняются и боятся взять на себя роль какого-нибудь персонажа. На помощь приходит кукольный театр, во первых персонаж произведения на руке у ребёнка, во вторых самого ребёнка не видно, он находится за ширмой, дети раскрепощаются, но и чувствуют ответственность перед зрителями. Пересказ роли близко к тексту или наизусть, интонационное изложение роли своего героя. Эмоциональное настроение. Дети получают арт-терапию.
Слайд 7
Год Экологии не обошёл нас стороной, на базе нашего СДК проводилось районное мероприятие «Живая планета» учащиеся 2-4 классов показали сказку «Экотеремок»- за что и попали в газету.
Слайд 8
Провожу внеклассные мероприятия груповой и парной работы, «Читай и отгадывай», «Вместе мы сила», где дети формируют пары и группы по желанию.
Слайд 8
Во время экскурсий в школьный и городской музеи, ДНТ им. П. Комарова, библиотечных часов, викторин, просмотров тематических фильмов и выставок развиваются личностные качества, расширяют сферы общения с социумом. Экскурсии в музей находят отражения на уроках окруж. мира.
Формы организации внеурочной работы могут быть самыми разнообразными это и внеурочная деятельность, кружки по интересам, факультативы, а так же:
• Викторины
• Познавательные игры
• Исследовательские проекты
• Тематический диспут
• Культпоходы в театр, музей
• Посещение музея
• Экскурсионные поездки
• Школьные концерты, выставки, фестивали
• КТД, тематические общешкольные линейки
• Социальные проект
• Конкурсы и олимпиады школьников
• Предметные недели
Результат внеурочной работы отражается и влияет на качество образования.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной работы гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.