Олеся Пахоменок
Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольные образовательные учреждения : система оценки качества образования
До недавнего времени качество работы детского сада, а в связи с этим и качество дошкольного образования оценивалось по степени выполнения возрастных нормативов развития детей. Педагоги были заинтересованы повышением у дошкольников, так называемых промежуточных и итоговых результатов, достигнутых в ходе «занятий». Со временем доминирующая позиция в организации образовательного процесса была отведена игре, а не «занятиям». Но нормативы развития сохранялись и должны были служить основанием оценки качества педагогов. Во внимание мало принимались условия работы, особенности воспитанников, посещающих конкретную дошкольную организацию.
Публикация «Дошкольные образовательные учреждения: система оценки качества образования» размещена в разделах
ФГОС ДО решительно отходит от такого взгляда на образование и от таких подходов к оцениванию качества образования. На первый план выходит активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для индивидуализации его развития, поддержки детской инициативы, обогащения образовательного процесса за счет создания развивающей предметно - пространственной среды, а также активного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому все больше внимания отводится качеству педагогических процессов и созданных необходимых условий.
С целью определения того, какие возможности в ДОО для развития предоставляются детям, как персонал осуществляет коммуникацию и взаимодействия с ними, какая эмоциональная атмосфера создается, как дети общаются друг с другом, необходим некий инструментарий по организации подобных исследований.
Такой материал, который ориентирован на те же ценности, что и ФГОС ДО, и конкретизирует требования стандарта, на сегодняшний день уже апробирован в некоторых российских регионах. Восемнадцать ДОО Кемеровской области также включены в программу исследований качества дошкольного образования с использованием ECERS-R «Шкалл для оценки комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях». Город Кемерово представляет шесть организаций, реализующих программы дошкольного образования.
Учитывая то, что качество образовательной работы дошкольной организации определяется в шкалах в зависимости от потребности ребенка в хорошем образовании, полноценном развитии и уходе, то результаты исследования могут быть использованы не только как инструмент оценки. Более важным станет возможность развития качества образования за счет получения содержательной обратной связи и формирования экспертной позиции у педагогов.
Стоит надеться, что использование шкал ECERS станет одним из эффективных способов влияния на качество дошкольного образования.
Пахоменок Олеся Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ №42 «Детский сад компенсирующего вида»