Ирина Штенцель
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях и в школе и во внешкольных учреждениях. Но первыми их воспитателями являются родители.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Публикация «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. Стоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на воспитание. Сегодня также пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. [ 5: 114]
Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.
Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна. Отец и мать воспитывают детей не только словом, убеждением, но и личным примером, своим поведением. Родители влияют на детей в то время, когда они только вступают в жизнь и впервые начинают познавать окружающий мир. Поэтому воспитательное воздействие родителей бывает особенно сильным.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. [ 2: 4]
Основой формирования представлений о семье как явлении общественной жизни должна стать социально одобряемая модель, то есть полная и благополучная семья. В понятие семьи наряду с составом необходимо включить описание семейных взаимоотношений и обязанностей членов семьи. В процессе разработки идеальной модели семьи, с которой можно было бы познакомить дошкольников на занятиях, использовать материалы психолого-педагогических исследований. Применительно к модели семьи можно предложить в работе с детьми использовать следующее определение «семья-это мама, папа, дети – братья и сестры, бабушки и дедушки». Однако при этом важно подчеркнуть, что семьи могут быть разными; у всех ребят в группе есть семьи, и все они разные, непохожие друг на друга.
В связи с этим важно в просветительской деятельности педагогов дошкольных учреждений разъяснять родителям роль собственного участия в совместной с ребёнком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребёнок); это участие ценно не только для формирования у ребёнка определённых умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребёнком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств и становлению духовно-нравственной сферы.
Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребёнка даже за незначительную помощь, подчёркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая социально необходимые качества личности.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста в семье является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста. Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям и воспитателям детских садов :
1. Для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители и педагоги должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;
2. Воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;
3. В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;
4. Чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
• активно «слушать» его переживания и потребности,
• безусловно принимать ребёнка,
• проводить время вместе (читать, играть, заниматься,
• не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
• помогать, когда просит,
• поддерживать успехи,
• делиться своими чувствами (значит доверять,
• конструктивно разрешать конфликты,
• использовать в повседневном общении приветливые фразы.
• обнимать ребёнка как можно чаще;
5. Немаловажное значение в нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радуют общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю;
6. Необходимо приобщать ребёнка и к религии, посредством посещения храма, вследствие чего у ребёнка развивается духовная нравственность.
Также для реализации данной задачи необходимо создавать такие определенные педагогические условия, как:
1. Организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи.
Формировать интерес к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи (например, индивидуальные беседы «Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей»; дидактические игры «Кто для кого?», «Найди сходства и различия», «Чей я ребенок, угадай?»).
2. Создание мини-музея вместе с родителями «Реликвии семьи» в группе детского сада.
Развивающая среда мини-музея может формироваться с опорой на личностно-ориентированную модель воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения не рядом, не над, а вместе. Взрослые, приобщая ребенка к искусству, истории, культуре создают условия для эстетического и нравственного развития личности, её гумманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка (например, занятия в форме путешествий в прошлое старых и старинных вещей, родословное дерево).
3. Привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.
Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиций в семье.
Использовать формы воспитательного взаимодействия с семьей (например, семейные праздники «Неразлучные друзья - взрослые и дети», «Мама – весна», «Новый год – семейный праздник»; консультации для родителей «Роль семейной традиции в воспитании дошкольников», «Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к родному краю», «Воспитание ценностей дома»).
Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают принятые каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями.
Цель проведения семейных праздников – подвести родителей к понимаю того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках.
4. Проведение семейных гостиных. Залогом благополучного семейного вечера является обязательство быть на нем и отложить все другие дела.
Есть много тем, которые можно обсуждать на семейной гостиной: «Семейные ценности», «Собирание семейных историй», «Решение семейных проблем» и т. д.
В результате может быть переоценка взглядов многих родителей на свое поведение в присутствии детей, отведение значительного места общению с детьми, доброжелательному к ним отношению.
Таким образом, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненно, нравственный результат такой работы: создается реальная возможность вести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения.
Литературы:
1. Антонов А. И. Микросоциология семьи. - М., 2005
2. Ашиков, В. В., Ещё раз о воспитании : Дошкольное воспитание. 2005, №4, - 4с.
3. Гладкова Ю. А., Взаимодействие с семьёй : Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду, №4, 2006, - 41с.
4. Маркова, В. Н., Нравственное воспитание в отечественной педагогике : Дошкольное воспитание. №12, 2006, - 104 с. 2.
5. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1987, - 144 с.
6. Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. – М. : Издательство "Планета", 2002.