Лютова Ирина
Взаимодействие с родителями посредством вовлечения в совместную деятельность по художественно-эстетическому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями посредством вовлечения в совместную деятельность по художественно-эстетическому развитию детей
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было, что делать.
Ян Амос Коменский
Публикация «Взаимодействие с родителями посредством вовлечения в совместную деятельность по художественно-эстетическому развитию детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Основными принципами при организации работы с семьей в рамках новой философии является:
открытость детского сада для семьи;
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Художественно – эстетическое воспитание дошкольника – одна из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожалению, многие родители считают, что основной задачей воспитания в дошкольный период должна быть подготовка ребёнка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания не обязательно отводить много времени. Вместе с тем, исследования современных учёных доказывают, что эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе. Возникает необходимость педагогического просвещения родителей в сфере художественного – эстетического воспитания, вовлечения в педагогический процесс дошкольного учреждения.
Взаимодействие семьи и ДОО в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников разделяю на блоки. В рамках информационного блока провожу знакомство родителей воспитанников с задачами художественно-эстетического развития, провожу анкетирование.
С целью осуществления просвещения родителей реализую такие формы взаимодействия : оформление папок-передвижек, обсуждение данной темы на родительских собраниях; организация выставок новинок литературы с демонстрацией кратких аннотаций. Также мною были проведены мастер-классы: «Значение художественно-эстетического развития в жизни ребенка», «Умение нетрадиционно рисовать» и др.
Даю родителям советы по созданию дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность. Рекомендую создать в доме уголок детского творчества с разнообразными материалами для рисования, лепки, ручного труда. Совместная художественная деятельность детей и родителей в семье является важным условием развития детей.
Целесообразно организовывать в выходные дни совместно с детьми посещение театров, музеев, выставок, концертов, чтение художественной литературы.
Успешное решение задач художественно – эстетического воспитания возможно при использовании метода поощрения.
Напоминаю родителям, что нельзя смеяться над детскими рисунками, даже если они ещё далеки от совершенства. Поощряя инициативу ребёнка, мы способствуем дальнейшему развитию его творчества и самостоятельности. Важно создание в семье атмосферы радости и понимания.
В зоне особого внимания - помощь родителям в самообразовании. С этой целью создала библиотеку для родителей (в том числе электронную, подобрала для них литературу по вопросам семейного и художественно-эстетического воспитания, включая и журнальные статьи.
Мною выделен условно практический блок взаимодействия с целью организации продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители). В него входит демонстрация достижений детей в различных видах художественной деятельности (музыкальная, изобразительное творчество, ручной труд); совместные мероприятия родителей, педагогов и детей. Например, проводятся музыкальные праздники и развлечения, театральные постановки с участием родителей. Организуются тематические и персональные выставки детского творчества, выставки родителей. Это могут быть фотовыставки, выставки различных хобби. Например, была организована фотовыставка «Дары Осени», выставка «Игрушки - своими руками» и др. Популярностью пользуются совместные выставки детей и родителей, например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку» и т. д., конкурсы семейных талантов, вернисажи детских рисунков. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, мы заранее вывешиваем интригующее и яркое объявление. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. В течение года мы постоянно проводим разнообразные конкурсы и выставки совместного творчества детей и их родителей. За участие в выставках все семьи, которые не остались в стороне, награждаются грамотами и благодарностями.
Правила, которых мы придерживаемся во взаимодействии с родителями :
• проявлять искренне уважение;
• общение должно быть не во вред, а во благо;
• изучение семей воспитанников должно быть тактичным и предполагать дальнейшее взаимодействие с родителями.
Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она эмоционально затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и мы, педагоги, имеем возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, можем вместе с ними порадоваться их «творениям».
Активное участие родителей в различных мероприятиях дошкольного образовательного учреждения повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.
Как результат проведенной работы можно отметить повышение процента посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий. Родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах и выставках.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду и стимулирует эффективное взаимодействие семьи и ДОУ.