Вахрушева Надежда
Взаимодействие с родителями как средство полноценного музыкального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями, как средство полноценного музыкального развития детей дошкольного возраста
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, родители (законные представители) становятся непосредственными участниками образовательного процесса в Дошкольном Учреждении. Поэтому, вопрос о совместной работе детского сада и семьи по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников, особенно актуален на современном этапе.
Публикация «Взаимодействие с родителями как средство полноценного музыкального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Педагогически грамотные родители понимают важность музыкального воспитания в развитии ребенка, и стремятся обогатить эмоциональными впечатлениями, расширить его музыкальный опыт, посещая с ним концерты и музыкальные спектакли. Стараются заинтересовать ребенка занятиями музыкой в кружках, студиях, музыкальной школе.
Поиск форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Сотрудничество ДОУ и семьи-это результат целенаправленной и длительной работы педагогов, предполагающее, прежде всего, всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Исходя из выше сказанного, сформулирована цель работы: создание системы взаимодействия с родителями воспитанников по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.
Благодаря разработанной системе взаимодействия музыкального руководителя с семьями детей дошкольного возраста, возможно повышение уровня развития музыкальных способностей дошкольников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты воспитания и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
2. Составить систему взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников для полноценного музыкального развития.
Работа по привлечению родителей к участию в музыкальном воспитании и развитии детей предполагает несколько этапов:
- знакомство с родителями – на данном этапе устанавливаются доверительные отношения;
- педагогический мониторинг – знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами. На данном этапе проводится анкетирование родителей и диагностика детей;
- формирование установки на сотрудничество – знакомство родителей с результатами мониторинга детей, выявляются проблемы и пути их решения;
- педагогическая поддержка и помощь – проводятся групповые и индивидуальные консультации, даются рекомендации, организуются выставки, проводятся открытые занятия;
- организация совместных мероприятий – привлечение родителей к участию в различных видах деятельности совместно с детьми.
Для того чтобы познакомиться с семьёй ребёнка (социальный статус, интересы, музыкальные предпочтения) необходимо провести анкетирование родителей. Анализ ответов даёт возможность выстраивать работу по развитию музыкальных способностей детей.
Благодаря анкетированию, становится известно, как часто в доме звучит музыка и как ребёнок реагирует на её звучание, знают ли родители музыкальные предпочтения своего ребёнка, есть ли в семье музыкально одарённые родственники, поют и танцуют ли родители со своим ребёнком.
Следующим шагом является посещение родительских собраний. Нужно рассказать родителям о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, познакомить с задачами программы по развитию музыкальных способностей, поинтересоваться, по каким вопросам родители хотели бы получить консультацию.
Наиболее продуктивным и радостным этапом взаимодействия является привлечение родителей к участию в детских музыкально – театрализованных мероприятиях. Причиной этого является сама атмосфера этих мероприятий, наполненная радостью и весельем. Этот этап начинается, когда дети переходят во вторую младшую группу (3-4 года).
Значение праздников состоит в том, что в процессе их проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между педагогами, родителями и детьми.
Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требует от родителей усилий, но зато они рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность общаться. Но многие родители не знают об этом, и только с помощью педагогов детского сада они могут понять простую истину: какими вырастут их дети, зависит от данного им времени. При этом речь идёт не о количестве, а о качестве этого времени. Можно на отдыхе провести целый месяц со своим ребёнком, но не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребёнка на всю жизнь.
Кроме этого, участвуя в подготовке к праздникам, исполняя различные роли на утренниках, родители сближаются с педагогами – уходит официальность и отчуждение. Родители начинают чувствовать себя «членами коллектива». На этом этапе и происходит формирование сообщества детей и взрослых.
Следующим этапом работы является проведение открытых мероприятий – приглашение родителей посетить непосредственно образовательную деятельность детей. По мнению Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения педагога с детьми, включаться в жизнь дошкольного учреждения. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».
Итогом взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников является заинтересованность родителей в музыкальных видах деятельности, которая повышает у детей интерес к музыке, вызывает у них проявление музыкальных способностей, вызывает эмоциональный всплеск у всей семьи, способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально – образовательной деятельности.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что наибольшая результативность использования системы взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников проявляется в ходе таких форм работы как:
- проведение совместных с родителями праздников, развлечений, семейных гостиных, конкурсов;
- совместное посещение концертов;
- организация творческих вечеров;
- организация совместных детско-родительских проектов;
- привлечение родителей к участию детей в районных мероприятиях;
- приглашение учащихся музыкальной школы - выпускников детского сада;
- выступления на родительских собраниях.
Заинтересованность родителей в музыкальных видах деятельности повышает у детей интерес к музыке, вызывает проявление у детей музыкальных способностей, вызывает эмоциональный всплеск у всей семьи, способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.
Взаимодействие с семьями воспитанников построено на принципах двухсторонней открытости, сотрудничества, партнёрства и взаимопомощи.
Система взаимодействия педагога с семьями воспитанников по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста включает все аспекты деятельности: информационно – аналитический, организационно – просветительский, мониторинг.
Но тем не менее, эта система требует постоянного совершенствования, обновления. Это связано, прежде всего, с меняющимися условиями в стране, изменением контингента родителей, а, следовательно, меняющимися у них запросами и потребностями.
Но, несмотря на это, главное, чтобы дети в детском саду и взрослые (педагоги и родители) жили одной дружной семьёй!