Яна Кокосинская
Взаимодействие с родителями детей с особыми образовательными потребностями посредством консультативного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида № 17 «Непоседы»
(МАДОУ детский сад № 17 «Непоседы»)
ДОКЛАД НА СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР"
Публикация «Взаимодействие с родителями детей с особыми образовательными потребностями посредством консультативного центра» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Подготовила и провела
учитель-логопед
Я. В. Кокосинская
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР
Помимо стандартного взаимодействия с родителями в рамках логопедических групп, на базе нашего ДОУ реализуется такое направление как Консультативный Центр. К нам все чаще обращаются не только родители детей, посещающих детский сад, но и родители детей с особыми образовательными потребностями, родители детей с ОВЗ, замещающие родители, родители детей-билингвов…
Конечно, некоторые консультации заканчиваются снятием родительских тревог по поводу развития детей. Но тем не менее количество детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, постоянно растёт. Очень часто у таких детей сопутствующим нарушением развития являются дефекты развития речи. Речевые проблемы в свою очередь вызывают трудности, которые нередко являются причиной социальной дезадаптации и возникающих в связи с этим отклонений в поведении. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Поэтому одной из образовательных потребностей является необходимость получения ими своевременной, квалифицированной и систематической психологической и логопедической помощи. Для того, чтобы помощь была наиболее действенной, необходимо партнерство и взаимодействие специалистов и семьи, активное включение родителей в коррекционный процесс.
Тут нужно отметить, что для того чтобы привлечь родителей к участию в коррекционном процессе, сначала приходится помочь увидеть родителям, что у ребенка есть или формируется проблема.
При этом специалисты нашего консультативного центра нередко сталкиваются со спецификой родителей, которая часто заключается в следующем:
• родители бывают не готовы получать помощь специалистов для решения проблем ребенка, или не готовы принимать конструктивные решения,
• некомпетентность в вопросах психического и речевого развития детей,
• малая осведомленность в вопросах патологии и коррекции речи,
• недооценка раннего выявления особенностей поведения, речевых дефектов и своевременного воздействия на них,
• сверхожидания или наоборот скептическое отношение к возможности коррекционной работы,
• отрицание родителями особых потребностей или проблемам ребёнка,
• поиск виноватого, агрессия и активное сомнение в достоверности сообщаемой им информации о ребенке,
• отвержение собственного ребенка, с особенностями развития или особыми потребностями.
Подобная специфика родительских во многом объясняется позицией сопротивления. Проявление особенностей развития или поведения ребенка приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к отрицанию проблемы как таковой. Таким образом, консультирование нацелено на то, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, таким, какой он есть, так как только после этого возможно направить свои усилия на его развитие и образование.
Цель консультативной работы - формирование активной позиции сотрудничества (сознательного участия) у родителей.
Необходимо четко определить цель и задачи психологической и логопедической работы с каждым конкретным случаем. И в зависимости от особенностей конкретного ребенка и ситуации семейного воспитания определяются сложности и точки роста в будущем коррекционном процессе.
Консультации в нашем Центре :
• способствуют установлению партнерских отношений родителей со специалистами,
• создают эмоциональную поддержку,
• повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, в вопросах психического и речевого развития детей,
• сформировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и уметь делать из этих наблюдений правильные выводы,
• помогают выявлять скрытые проблемы,
• специалисты центра знакомят их с различными возможностями современного образовательного процесса,
• помогают выстроить индивидуальный маршрут коррекционной работы,
• способствуют налаживанию внутрисемейных или детско-родительских отношений
• знакомят с положительным опытом обучения и коррекции детей с различными трудностями на примере других семей,
• учатся создавать условия для дальнейшей социальной адаптации и интеграции ребенка в обществе,
• позволяют осознанно включится в образовательный или коррекционный процесс и личностное развитие,
• знакомят родителей с практическими приемами логопедической работы,
• формируют уверенность в том, что можно найти помощь и поддержку.
В результате консультационной работы с родителями обеспечиваются положительные результаты: многие родители осознанно овладевают педагогическими компетенциями, необходимыми им в преодолении речевых или поведенческих нарушений у их ребёнка и находят пути преодоления трудностей.
Помимо психологических и логопедических консультаций в нашем саду в рамках реализации программы «Мир детства в надежных руках» осуществляется помощь в социализации, в налаживании детско-родительских отношений через занятия адаптивной физкультурой.