Столенкова Виктория Владимировна
Взаимодействие с родителями детей раннего возроста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
В период адаптации – тяжело не только детям, но и родителям.
Поэтому важна совместная работа воспитателя и родителей, которая ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.
В выстраивании взаимодействия с родителями выделяются три этапа.
Первый этап– обмен информацией.
До прихода ребёнка в детский сад проводится беседа с родителями.
Публикация «Взаимодействие с родителями детей раннего возроста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Цель беседы: получение максимально возможной информации об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка; о специфики и приоритетах семейного воспитания; о потребностях и запросах семьи; воспитание и развитие ребёнка; о возможностях конструктивного участия родителей в работе детского сада. На этой беседе родителям дается первичная информация о том, как организуется процесс работы детского сада:
Режим работы
Питание
Знакомство с педагогами и специалистами ДОУ (устная характеристика)
Знакомство с помещением детского сада и группой, которую будут посещать будущие воспитанники.
Родители заполняют анкеты, которые позволяют заочно познакомиться с будущими воспитанниками и выявить, чем могут быть полезны детскому саду и группе родители, какую помощь они могут оказать в организации развивающей среды и жизни группы.
Устанавливается график поступления детей в ДОУ, и даются письменные рекомендации, как подготовить ребенка к условиям ДОУ. Всем родителям предлагается памятка «Помогите малышу полюбить детский сад».
Второй этап – знакомство родителей с детским садом.
Знакомим родителей с группой и групповыми помещениями, с условиями ирежимом пребывания детей, с традициями группы.
Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома.
Показываются игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказываем, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, обращая особое внимание на их соответствие возрасту ребенка.
Опираясь на психологию детей этого возраста, объясняем родителям, что у некоторых ребят может происходить потеря уже имеющихся навыков: например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Чтобы родители не волновались и ни в коем случае не стыдили, не ругали малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.
Так же объясняем, что эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок, попав в новую, незнакомую обстановку, может привести к снижению сопротивляемости организма, вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Поэтому приучать ребенка к условиям детского сада надо постепенно.
Родители вместе с ребенком могут приходить поиграть на площадку во время прогулки, чтобы малыш посмотрел, как дети гуляют и как с ними занимается воспитатель. Заранее собирается информация о ребенке: о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит, какие предпочитает игры (занятия, о методах воспитания, принятых в семье — обо всем том, что, по их мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень помогает в дальнейшей работе с ребенком, помогает найти к нему индивидуальный подход.
Обговаривается с родителями режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка.
Впервые дни ребенка приводят в садик на 1,5 – 2 часа и желательно после 8.00, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с родителями. Родители могут побыть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов – ребенка приводят на час – полтора на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются, затем он начинает оставаться в группе до обеда.
Практикуется и такой вариант – ребенка приводят в группу на 1,5-2 часа во второй половине дня (после сна).
Потом малыш остается только до обеда, затем родители забирают его сразу после сна.
Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным. Однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю, а бывает и раньше, они просят оставлять ребенка на полный день. Объясняем родителям в индивидуальной беседе, что для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.
Третий этап взаимодействия – сотрудничество на основе информирования и повышения педагогической компетентности родителей.
Для реализации этого этапа используются разные коллективные формы работы с родителями : консультации на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», родительские собрания, анкетирование родителей, которое позволяет получить наиболее полную информацию о ребенке и его ближайшем окружении, опросы, советы, памятки т. д. Работа с семьёй по педагогическому просвещению разнообразна. Одной из традиционных, но очень эффективных форм является наглядная информация.
Детский сад начинается с групповой раздевалки. Важно чтобы она была уютная и красивая. В родительском уголке содержится информация об особенностях детей раннего возраста, режимных моментах, детском питании, рекомендации психолога и медицинской сестры. Для информации имеются папки - раскладушки, книги по адаптации, полезные советы.
Стенды с детскими работами показывают, чем занимаются дети. В раздевалке отведено место для фотогазеты, она содержит всю информацию о жизни нашей группы. Эта форма работы являются востребованной. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр., но не для того чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.
Необходимые условия успешной адаптации детей к детскому саду – согласованность действий родителей и воспитателей.