Наталья Зуйкова
Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод
▼ Скачать + Заказать документы
Зуйкова Н. В.,
МБДОУ № 4 «Сказка» р. п. Култук
Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для ДОУ. Один из аспектов этого вопроса – поиск путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственно ребенка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Публикация «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод» размещена в разделах
В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому, речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в ДОУ. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Поисково-познавательная деятельность направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду.
Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс можно вести по нескольким направлениям:
- Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе : «Встречи с интересными людьми»
Папа – полицейский; бабушка – учитель; мама – врач и другие.
Такими людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим, родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями.
- Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:
«Природа и мы»; «Транспорт в нашей жизни»; «Животные и человек» и другие.
Проект «Транспорт в нашей жизни» можно организовать после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям можно предложить показать, на каких видах транспорта можно добраться, например: к бабушке и дедушке; на дачу или в другую страну.
Для начала нового учебного года – проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать, что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща.
Для любого педагога важен вопрос : что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.
Таким образом, реализуя метод проектов в воспитательно-образовательной работе ДОУ, можно достигнуть значительных успехов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить.