Людмила Клименко
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Наше дошкольное учреждение параллельно с общеобразовательными целями решает задачи коррекции речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.
В нашей группе проводятся занятия по развитию артикуляционной и мелкой моторики во взаимодействии логопеда и воспитателя, с физкультурным и музыкальным руководителями, при активном привлечении родителей.
Публикация «Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Активное привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи – один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ОНР.
Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, упражнения проводятся в игровой форме, с применением методов сказко-, музыко- и кинезиотерапии. Работая с детьми в данном направлении, ощущается динамика в короткий период времени.
Занятия способствуют не только формированию умения сохранять положения пальцев и артикуляционных органов, но и развивают речевые возможности детей, создавая эмоционально-положительный настрой.
Но нецеленоправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи сына или дочки на логопеда или воспитателей группы не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогом и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогическое воздействие, снижают авторитет взрослых. Особенно «чувствительны» к влиянию данных факторов дети с ОНР 5-7 лет.
Единство в требовании взрослых (педагогов и родителей, наоборот, значительно способствуют психологическому настрою ребенка, повышению мотивации к занятиям.
Педагоги обращают внимание родителей на уровень развития коммуникативных и игровых навыков их ребенка, постепенно обращают внимание родителей, что их представления о речевом развитии сына или дочери недостаточно верны и дифференцированы. Взрослым бывает полезно отстраниться от собственных представлений о малыше и попробовать понять мотивы его общения с другими людьми. Для установления контакта педагогов и родителей необходимы совместные наблюдения в различных ситуациях общения с последующим анализом его вербального и невербального поведения.
Наблюдения и данные Е. С. Куковеровой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстова и др. свидетельствуют о том, что у детей с ОНР отмечается разная степень фиксированности на своем дефекте, препятствующая их общению со сверстниками. При этом оценка дефекта не всегда соответствует его тяжести.
Так, воспитанники с менее выраженными речевыми нарушениями, испытывают серьезные переживания, могут оценивать свой дефект неадекватно его тяжести, и наоборот, дети с тяжелыми речевыми дефектами практически не замечают его. В других случаях дошкольники с не резко выраженными проявлениями ОНР манипулируют родителями, демонстрируя свою речевую беспомощность. Они стараются избегать даже небольших трудностей, а родители потворствуют этому, в результате чего снижается эффективность всей коррекционно-развивающей работы.
Болезненная фиксация на своем дефекте, «поддерживаемая» замечаниями и укорами родителей, напротив, приводит к появлению замкнутости, негативизма, неуверенности в себе. Нередко это связано с нарушением самооценки.
Кроме того, воспитанники с ОНР постоянно подвергнуты контролю со стороны взрослого, которые постоянно контролируют и оценивают правильность и неправильность речи. Дети настолько привыкают ориентироваться на взрослого, что прибегают к его помощи даже в незначительных затруднениях. В этом случае необходима помощь педагогов в виде специальных тренингов, способствующие освоению ребенком социальной позиции в мире людей, формированию представлений о себе, собственных возможностях. К тренингам привлекаются и другие специалисты ДОУ. С помощью них устанавливаются доброжелательные отношения между родителями и педагогами, возникают чувства доверия и партнерства между ними.
Изменение педагогических установок родителей происходит не сразу и требует длительной работы. КОЛЕКТИВНАЯ работа (родительские собрания, открытые занятия, праздники, консультации, семинары, тренинги) проводятся в тех случаях, когда можно объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у детей. Особую роль родителей можно отметить в комплексе психолого-педагогических мероприятий, которая должна проявляться в единстве требований к ребенку; помощи в адаптации к условиям детского сада, оформлении тетрадей ребенка, дидактического материала и контроле за выполнением заданий; участии во всех мероприятиях, проводимых для родителей в ДОУ.
По наблюдениям о представлении взрослых о способностях дошкольников с ОНР видно, что родители детей с речевой патологией 3-4 и 6-7 склонны завышать оценку их языковой способности, а детей 4-6 лет – занижать. Соответственно логопеды и воспитатели детей с тяжелыми нарушениями речи должны быть готовыми столкнуться с определенными стереотипами родителей в воспитании дошкольников. Изменению данных стереотипов способствуют владение педагога умением убеждать, объяснять, давать установки на развитие интеллектуальной, коммуникативной, музыкальной и других способностей детей. Другими словами, языковая способность детей развивается не только в процессе рассматривания картинок и «постановки звуков», обучения грамоте, но и во время обычной деятельности: «укачивания» куклы, освоения танцевальных движений, конструирования из кубиков, игр с пальчиками и других действий, опосредованных речью.
На протяжении всего времени, пока ребенок посещает логопедическую группу, представления родителей о языковой активности их детей меняются. Родители в первую очередь отмечают влияние интеллектуальной, физической и музыкальной способностей. Ведь наши занятия тесно связаны и с музыкой, и с физкультурой. Также видят развитие коммуникативной и подражательной способностей.
Таким образом, только при взаимодействии всех участников образовательного процесса могут получиться хорошие результаты в подготовке детей к школе. В процессе работы по изменению установок взрослых и повышению родительской компетенции родителей детей с ОНР постепенно берут на себя поддерживающие функции развивающего взаимодействия с ребенком, создавая у него мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей, формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками.