Жанна Петрова
Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в работе с детьми коррекционных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в работе с детьми коррекционных групп
МБДОУ детский сад №2 МО Каневской район
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Петрова Жанна Анатольевна
Слайд №1
Одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения, является оказание комплексной, коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в речевом развитии разной степени выраженности.
Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в работе с детьми коррекционных групп» размещена в разделах
Эффективность коррекционной работы в логопедических группах мы определили строгой продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно: создание творческого союза педагогов, объединённых общими целями, разработку интегрированного комплексно-тематического плана работы, основу которого составляет лексическая тема, работа с этно-календарём, плюс события и традиции группы, учреждения, организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребёнка.
Слайд №2
Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда, воспитателей и узких специалистов будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. И наша задача сделать всё, чтобы это желание было.
При построении системы коррекционной работы в нашем детском саду совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с детьми не обособленно, а углубляя, и дополняя друг друга.
Слайд №3
Руководит всей работой заведующая ДОУ, а
направляет старший воспитатель, задачи которого:
Образовательные - создание системы управления работой специалистов, создание личностно-ориентированного подхода в повышении квалификации педагогов
Диагностические – организация мониторинга результативности процессов обучения и воспитания, позволяющего определить качество образовательных услуг.
Информационные – оказание методической поддержки в создании, освоении, внедрении и распространении инноваций в педагогическом коллективе.
В основе слаженной работы музыкального руководителя, учителя-логопеда и других специалистов лежат следующие принципы:
Слайд №4
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
Принцип системности (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития)
Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, другими специалистами, воспитателями и детьми.
Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:
- создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, воспитатели, музыкальные руководители, хореограф, инструктор по физической культуре;
- повышение профессионального уровня всех специалистов;
- организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Слайд №5
Все педагоги групп компенсирующей направленности работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет с коллегами блочный, интегрированный календарно-тематический план, основу которого составляет лексическая тема, работа с этнокалендарём, плюс события и традиции группы, учреждения.
Слайд №6
В нашем детском саду учитель-логопед систематически информирует воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляют контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях.
Логопед регулярно проводит индивидуальные и тематические консультации, открытые занятия, осуществляет подбор и распространение специальной педагогической литературы,
проводит лекции и беседы на педагогических советах, разрабатывает индивидуальные программы для развития ребёнка,
даёт рекомендации по развитию фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза, проводит занятия на закрепление речевого материала, разучивает с детьми упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.
Слайд №7
Воспитатели закрепляют у детей приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, а также в режимные моменты.
Слайд №8
Воспитатель
- проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем;
- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра);
- систематически контролирует грамматически правильность речи детей в течение всего времени общения с ним.
Слайд №9
Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпо-ритмическую сторону речи и способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.
Слайд №10
Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда :
- развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;
- развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;
- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
- обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;
- обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.
Слайд №11
Остановлюсь на одном из видов взаимодействия. Логоритмические занятия - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.
Слайд №12
Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.
Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.
Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.
На совместных логоритмических занятиях отрабатываются:
- координация движений во взаимосвязи с речью.
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
- уточнение артикуляции при произношении изучаемого звука
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений
- расширение лексического запаса
- развитие слухового внимания и зрительной памяти.
- совершенствование общей и мелкой моторики.
Итог этой работы очень приятно видеть на музыкальных праздниках
По мере речевого развития ребёнка усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в музыкальных инсценировках и сольном исполнении песенного материала.
Музыкально - ритмические движения – один из видов музыкальной деятельности, в котором в полной мере раскрываются характер и содержание музыки, её идеи и образы. Танец, как никакое другое искусство, способствует полноценному эстетическому совершенствованию ребенка, его гармоничному духовному и физическому развитию. Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Оно приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности.
Слайд №13
Я хочу остановить своё внимание на работе нашего хореографа. Воспитанники с нарушением речи с огромным удовольствием осваивают движения под музыку, проявляет себя в воплощении художественных образов с помощью выразительных движений, и обходятся без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере соответствует двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов «при посредстве собственного тела».
Слайд №14
Основное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – обучение детей «языку движений» - особенно это актуально в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Им необходимо дать музыкально-ритмический «багаж» знаний, навыков и умений, чтобы дети развивали свои музыкальные способности, и могли выразить чувства и эмоции, которые им сложно выразить словом. Необходимо знакомить их с принципами танцевальной композиции, подводить к выразительности пластического общения и эмоционального состояния, которое близко детям по собственному жизненному опыту.
Слайд №15
Целью тесного сотрудничества педагогов хореографов с музыкальными руководителями, логопедами и другими специалистами ДОУ является : всестороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование средствами музыки и музыкально-ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Слайд №16
Инструктор по физической культуре решает задачи по физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, но особое внимание обращает на развитие общей моторики, работает над чёткостью выполнения движений, темпом, активностью, координацией движений, закрепляет лексическую тему в подвижных играх и упражнениях.
Одним из путей комплексного решения имеющихся у детей проблем в свете здорорвьесберегающих технологий работы является интеграция. Физинструктор и логопед определили формы работы :
1. Общеразвивающие упражнения подбираю с учетом лексической темы или в форме игры с речевым сопровождением. Это позволяет заинтересовать детей, укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивает координацию движений общую моторику и двигательную память, формировать правильную осанку.
2. Основные виды движений используют на закрепление или повторение. Стараются подобрать к ним речевое сопровождение. Это позволяет им создать мотивацию деятельности, способствует обогащению словарного запаса детей, постановке правильного дыхания.
3. Артикуляционную гимнастику к занятиям подбирает учитель-логопед.
4. Пальчиковая гимнастика способствует тренировке пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимулирует деятельность речевых зон коры головного мозга. Пальчиковые игры подбираются совместно с музыкальным руководителем или логопедом, с учетом лексической темы, с речевым сопровождением. На логопедических и физкультурных занятиях используем одни и те же игры.
Слайд №17
Таким образом, взаимодействие физинструктора с учителем логопедом, музруководителем и другими специалистами ДОУ способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать коррекционно-развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Слайд №18
Основные функции психолога в дошкольном образовательном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с персоналом детского сада.
Слайд №19
Педагог-психолог совместно с логопедом:
- Помогает воспитанникам овладевать необходимыми навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях;
- Совместно обследуют детей с целью выявления уровня их общего развития, а также особенностей развития познавательной деятельности и эмоциональной сферы;
- Организует работу психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) по итогам этих диагностик.
Слайд №20
Педагог-психолог ДОУ:
• Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
• Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и современных информационных технологий.
• Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников и т. д см. работа педагога-психолога в условиях новых стандартов
Слайд №21
Вывод:
Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада : логопеда, музыкального руководителя, воспитателей, инструктора по физическому воспитанию, хореографа, психолога.
У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.
Слайд №22
В нашем детском саду накоплен опыт взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.