Татьяна Петрова
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как условие эффективности воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.
В истории человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как условие эффективности воспитания детей» размещена в разделах
Мировой опыт свидетельствует, что в последние десятилетие многие семьи осознают необходимость сочетания домашнего и общественного воспитания : растет сеть детских садов (разных типов и видов, учреждений дополнительного образования. Очевидно, что эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества.
Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, равно как и семья не может воспитать ребенка изолированно от других воспитательных институтов. Все они призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами. Однако при всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребенка.
Но и многие современные педагоги психологически не готовы к сотрудничеству и педагогическому сопровождению родителей своих воспитанников. Сказывается живучесть представлений о некомпетентности родителей в педагогических вопросах, о «некачественности» домашнего воспитания.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг друга в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Исследователи данного направления утверждают, что в настоящее время существует множество программ для родителей в теле – и радиоэфире, расширился тираж специализированных научно – методических изданий, что создало переизбыток информации, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей – дошкольников. В этой ситуации, как показывает практика, единственным источником психолого-педагогических знаний для родителей становится воспитатель детского сада.
Дошкольные образовательные учреждения ориентированы на помощь семье в формировании социально компетентной личности дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям, активно взаимодействующей с окружающими людьми. Создание в дошкольном учреждении коллектива единомышленников: родителей и педагогов ориентированных на личностный рост ребенка, - позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям выпускника ДОУ в школе.
Рассматривая данную проблему в ретроспективе, следует отметить, что с развитием системы общественного дошкольного образования, вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были предоставлены самостоятельным разделом в
«Руководстве для воспитателей детского сада»
В этом документе было сказано о том, что детский сад должен служить примером правильного воспитания дошкольников и оказывать помощь родителям в воспитании детей в семье.
Идеей взаимодействия семейного и общественного воспитания занимался В. А. Сухомлинский, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
В 70 – е годы под руководством Т. А. Марковой была организована лаборатория семейного воспитания. Ее исследования были направлены на выявление типичных трудностей, испытываемых родителями, наиболее существенных факторов, влияющих на формирование нравственных качеств у ребенка в семье. Это было связано с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала и налаживания функций профессионального самосовершенствования. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Считалось, если родители обладают определенной педагогической культурой, желанием целенаправленно воспитывать детей, им удается это делать грамотно и успешно.