Лариса Анатольевна Воронова
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Паутовский детский сад «Солнышко»
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе
«Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению»
Приготовила воспитатель : Воронова Л. А.
с. Паутово 2015г
Публикация «План-конспект родительского собрания в подготовительной группе „Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания :
- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
- раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
- помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.
План
1. Вступительное слово.
2. Упражнение «Продолжите фразу»
3. Готовность к школьному обучению :
• Физическая
• Педагогическая
• Психологическая :
- Мотивационная
- Коммуникативная
- Эмоционально-волевая
- Интеллектуальная
4. Сообщение результатов диагностики
5. Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?» (А. Е. Хасанова)
6. Заключение. Обратная связь.
Ход собрания
1. Вступительное слово
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Что для Вас значит «Ребенок готов к школе?»
2. Упражнение «Продолжите фразу»
- Сейчас мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если…». По завершению упражнения ведущий проводит обобщение всех ответов родителей.
- А сейчас давайте послушаем ответы ваших детей на вопрос: «Зачем надо учиться в школе?» (включается запись ответов детей). После прослушивания происходит обсуждение ответов.
Родителям предлагается обсудить фразу Л. А. Венгера: «Быть готовым к школе – это не значит уметь, читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире.
3. Готовность к школьному обучению
Рассмотрим каждый из компонентов готовности к школе, но более подробно остановимся на психологической готовности.
Физическая готовность
физиологическая зрелость
физическая подготовка
хорошее здоровье
координация движений
готовность организма ребенка к учебным нагрузкам
Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка.
Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.
Психологическая готовность к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых).
Мотивационная готовность - наличие у детей желания учиться.
Это условие является одним из самых важных и значимых.
Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.
Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо :
1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.
2. Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах, организовать знакомство со школой (экскурсия).
3. Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т. д., использовать загадки на школьную тему.
Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться.
Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.
Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований, возлагаемых педагогом на него, как на ученика.
Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность, доброжелательность, уважение к детям, готовность проявить сочувствие.
Эмоционально-волевая готовность (умение слушать + умение слушаться).
К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.
Умение регулировать свое поведение и эмоции.
У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.
Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.
Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками.
Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать.
Интеллектуальная готовность (развитие психических процессов : восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности)
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.
При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе.
В начале учебного года проводится диагностика готовности детей к школьному обучению.
4. Сообщение результатов диагностики
Родителям сообщаются результаты диагностики в общем виде (графики, уровни, проценты, количество детей, при анализе указываются сильные и слабые стороны ребенка. Родители приглашаются на индивидуальные консультации.
5. Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?» (А. Е. Хасанова)
Психологический настрой родителей – важнейший фактор успешного обучения ребенка. Негативно действуют на эмоциональное состояние детей: чрезмерная тревожность родителей (которая передается ребенку, беспечность, равнодушие родителей (такое отношение к учебной деятельности формируется и у ребенка).
Ответьте на вопросы «да» или «нет», за каждый положительный ответ вы набираете 1 балл, за отрицательный - 0 баллов.
Вопросы:
1. Вы считаете, что вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
2. Вы опасаетесь, что, придя в школу, ваш ребенок чаще будет болеть?
3. Вы сомневаетесь, что ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
4. Вы думаете, он сможет быть успешным?
5. Вы считаете, что первоклассники не умеют быть достаточно самостоятельными?
6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимательным к вашему ребенку?
7. Вы опасаетесь, не будут ли обижать или дразнить вашего ребенка?
8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы вашего ребенка?
9. Без вас ребенок плачет, угнетен?
10. По вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе?
11. Вы считаете, что ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без вас?
15. Вы уверены, что первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку?
Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.
10 и более балов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием ребенка, поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился – обратитесь к психологу.
5-10 баллов. Вы волнуетесь – и это нормально! Вы сомневаетесь в успехе вашего ребенка. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и правильно подготовите ребенка к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хороший совет для вас – не быть беспечным и невнимательным.
6. Заключение. Обратная связь.