Ольга Шолина
Психологическое обеспечение готовности дошкольников к школьному обучению с учётом реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Выпускная работа
Психологическое обеспечение готовности дошкольников к школьному обучению с учётом реализации ФГОС
Выполнил слушатель:
Педагог-психолог МБДОУ №466
Шолина Ольга Николаевна
Нижний Новгород
2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
Публикация «Психологическое обеспечение готовности дошкольников к школьному обучению с учётом реализации ФГОС» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
2. ФГОС как условие обеспечения готовности дошкольника к обучению в школе
3. Стратегические направления и приоритеты развития Российского образования
4. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе :
4.1. Современные трактовки проблемы подготовки детей к школе
4.2. Психологические аспекты здоровья школьников
5. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению
5.1. Состав и структура психологической готовности
детей к обучению в школе
5.2. Психологическая поддержка в семье при поступлении
ребенка в школу
6. Компоненты психологической готовности
6.1. Мотивационная, личностная готовность к школе (формирование «внутренней позиции школьника»)
6.1.1. Зарождение мотивов учения
6.1.2. Развитие познавательных интересов
6.2. Интеллектуальная готовность к школьному обучению
6.3. Эмоционально-волевая готовность
7. Заключение
8. Рекомендации по обеспечению готовности дошкольника к обучению в школе
9. Список литературы
1. Введение
В нашей стране изучение проблемы готовности дошкольников к школьному обучению имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей.
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
Цель данной работы я ставлю перед собой: раскрыть проблему психологической готовности дошкольника к обучению в школе и найти способы обеспечения психологической готовности дошкольников с учётом реализации ФГОС.
2. ФГОС как условие обеспечения готовности дошкольника к обучению в школе
Организационно – педагогические задачи ФГОС : Переход от предметоцентрированной модели обучения (знаниевая парадигма) к личностно-
ориентированной (индивидуализированной деятельности);
Факторы, влияющие на достижение более высоких результатов ФГОС (исследование ФИПИ) : развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков смыслового чтения, участие детей в учебной проектной и исследовательской деятельности, интеграция ИКТ в учебный процесс и использование ИКТ учащимися.
Современная модель индустриального образования формирует навыки прошлого, готовит учащихся к реальности, которой уже не будет!
• Мы не можем научить людей быть творческими, давая им стандартные упражнения
• Мы не можем научить людей сотрудничать и работать в команде, если в течение всей учебы они выступают как одиночки, которые решают только свои задачи
• Мы не можем сформировать у людей способность непрерывно учиться, если с первых дней учебы лишаем их самостоятельности в выборе своей траектории развития
• Мы не можем научить детей самостоятельности, если постоянно ругаем и наказываем их за ошибки
• Мы не можем научить людей сопереживанию и не сформируем их эмоциональный интеллект, если эмоциональная сфера исключена из образования
Необходимо строить образовательный процесс согласно следующим подходам:
• СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - на основе самостоятельной учебной деятельности ребенка обеспечить развитие потенциала творческих способностей и задатков
• ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД – в котором ключевые слова: самостоятельность, деятельность. Каждый человек гениален. «Но если Вы будете судить рыбу по е способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживт с верой в свою глупость.» А. Эйнштейн
Контуры современной системы образования:
• Самостоятельность и возможность выбора
• Ситуативно – деятельностное обучение
• Увеличение скорости обучения
• Одна картинка стоит тысячи слов
• Мультизадачность и умение заинтересовать
• Система поощрений
• Самостоятельность мысли и действия
• Лучше один раз попробовать, чем десять раз увидеть
Конечно же, мы должны учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий и переход к новому технологическому укладу. И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями,
свободно, творчески мыслить.
Заседание Госсовета РФ по вопросам совершенствования системы общего образования 2015-12-23
3. Стратегические направления и приоритеты развития Российского образования
Будущее, всегда рождается в настоящем!
Государственная Программа «Развитие образования» на 2013 – 2020г.
Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г №2148 –р
«Актуальной является задача переосмысления представлений о «качественном» образовании на всех его уровнях, определения того, какие
индивидуально освоенные и коллективно - распределнные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально – культурной и экономической модернизации страны».
Образование – процесс социализации индивида.
Как позитивный общественный опыт трансформировать в индивидуальный?
Социализация – процесс формирования социальных навыков (компетентности);
Как трансформировать предметное знание в социальный навыки?
Человеческая деятельность в пространстве и времени - работаем сегодня с опытом прошлого, для изменения будущего;
Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни в будущем?
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИСТЕМА В XXI ВЕКЕ
Будущее не имеет чткого определения, адекватной модели. Развитие когнитивных наук и технологий будет осуществляться форсированными темпами и охватывать практически весь спектр NBIC- технологий;
Биотехнологии: биоинформационные, биокаталитические, биосинтетические,
биосенсорные, генная инжененрия;
Нанотехнологии, технологии мехатроники, робототехника;
Когнитивные технологии;
Виртуальная реальность;
Междисциплинарность и конвергенция – основные тренды развития научного и технологического знания.
«Инновационный человек» - это человек открытый для восприятия нового: подготовленный к новаторству, исследовательской деятельности; владеющий регулятивными навыками, стрессоустойчивый; имеющий навыки критического, (лотерального) мышления; (креативные способности); обладающий адаптивными качествами, навыками командной работы и конкурентной борьбы.
Возникают новые ценности общества, новая культура, новое мировоззрение, новая ментальность.
У детей ХХ в. был хорошо развит подражательный рефлекс – дети учились у предшественников и воспроизводили культуру. Взрослый сказал и показал, что и как нужно сделать. Ребенок выполняет действия, подражая и доверяя взрослому.
У детей ХХI в. преобладает рефлекс свободы, они сами выстраивают стратегию своего поведения – дети учатся одновременно со взрослыми. Ребенок готов услышать взрослого после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания.
4. Общие представления о психологической готовности ребенка к школе :
4.1. Современные трактовки проблемы подготовки детей к школе
Л. С. Выготский указывал, что успех обучения обусловливается не столько изменениями отдельных функций, сколько перестройкой функциональных связей и отношений.
С. Л. Рубинштейн много говорил о роли игры в подготовке ребенка к школьному обучению, в которой происходит развитие не только способностей ребенка, но и самой деятельности ребенка. Эту мысль следует выделить особо, так как учебная деятельность не возникает на пустом месте, она есть продолжение и развитие игровой деятельности.
Находясь в генетическом ряду между игрой и трудовой деятельностью, учебная деятельность является порождением и развитием игровой деятельности и предпосылкой, фундаментом трудовой деятельности. Будучи связана с игрой и трудом, она, однако, и отлична от них. Отличие это выступает, прежде всего, в мотивации.
В игре, в совместных действиях взрослого и ребенка мотив исходит от ребенка, а цель – от взрослого.
Учебная деятельность должна принять мотивационную эстафету от игровой и передать ее в измененном виде трудовой деятельности.
Но здесь важно отметить, что в учебной деятельности, как и в игровой, следует тонко использовать «эффект роли» в качестве мотива деятельности.
Результат игры, особенно в дошкольном возрасте, не говоря о более старших возрастах, определяет социальный статус играющего и поэтому следует так организовать игру, чтобы играющий, не теряя ее очарования, все в большей мере осознавал значение ее результата.
Осознание триады мотив – цель – результат является важной предпосылкой успешности овладения учебной деятельностью. Цель деятельности, превращаемая в учебную задачу, принимаемую учеником, преобразует обучение в учебную деятельность.
Именно необходимость овладения знаниями и операционными приемами предъявляет требования к уровню развития психических функций ребенка.
Учебная деятельность вырастает из игровой, в ней происходит дальнейшее развитие всех качеств личности.
Говоря о готовности к школьному обучению, большинство исследователей в качестве основного фактора выделяет произвольность психических процессов. Фактически речь идет о возможности управления своими психическими процессами.
Данное положение безотносительно к школьной готовности фундаментально разрабатывалось Л. С. Выготским, а в дальнейшем нашло отражение в работах А. Н. Леонтьева (по отношению к мотивам, З. М. Истоминой (по отношению к запоминанию, Л. С. Славиной (по отношению к интеллектуальной активности – пассивности, А. В. Запорожца (по отношению к движениям).
В большинстве исследований учебная деятельность выступает как новый этап в жизни ребенка. Известны попытки даже обосновать эту идею теоретически. При этом в подобных исследованиях забывают, что ребенок обучается с момента рождения. Этот процесс непрерывен, он постоянно обогащается новыми техниками, но остается неизменным одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующего, развитие происходит постоянно, условия для решения новых задач создаются на предшествующих этапах развития. В противном случае ребенок будет поставлен в фрустрирующую ситуацию, деформирующую характер и задерживающую развитие.
Наблюдаются недостатки при механическом соотношении качеств ребенка и требований деятельности.
Гуманистическая педагогика и психология настойчиво утверждают, что должен рассматриваться не ребенок для деятельности и даже не деятельность для ребенка, а необходимо исповедовать принцип индивидуальной деятельности. Учебную деятельность следует рассматривать как искусство, как выражение индивида, как условие, позволяющее раскрыться и развиться потенциям человека. «Учебная деятельность должна завершать незавершенную природу человека» (Аристотель, Спиноза). В раскрытии возможностей человека и заключается смысл образования.
В обучении должен превалировать не нормативный способ учебной деятельности, а ее индивидуальное выражение.
Но надо отметить, что сказанное не отрицает полезности диагностики настоящего состояния личности.
Но вывод должен быть не о «готовности – неготовности», а о путях построения образования. Педагог должен располагать набором технологий обучения и использовать их в зависимости от индивидуальных качеств ученика. Ученика надо учить такого, каков он есть, а не «подгонять» его под стандарт образовательной технологии. Но это, конечно, требует превращения педагогической деятельности в искусство, выработки высокой меры мастерства.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при определении «готовности» к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности.
4.2. Психологические аспекты здоровья школьников
Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству.
5. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению
3.1 Состав и структура психологической готовности
детей к обучению в школе
Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Постановка и разработка проблемы критических возрастов в отечественной психологии впервые была осуществлена Л. С. Выготским. На основании логико-методологического анализа категории развития, рассмотрения существовавших в то время концепций психического развития и обобщения материалов, полученных в собственных психологических исследованиях, Л. С. Выготский разработал периодизацию психического развития ребенка, в основание которой было положено понятие центральных психологических новообразований. «Самое существенное содержание развития в критические возрасты, – указывал Л. С. Выготский, – заключается в возникновении новообразований».
В качестве психологического новообразования, выражающего сущность кризиса семи лет, Л. С. Выготский выделял «обобщение переживания» или «интеллектуализацию аффекта». У детей, прошедших кризис семи лет, обобщение переживания выражается в потере непосредственности поведения. У ребенка появляются «. не только отдельные аффективные реакции на отдельные явления, а обобщенные неопредмеченные аффективные тенденции».
К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным.
Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте.
Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.
Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе [Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, Е. Е. Сапогова, Ю. А. Полуянов и другие].
Большой вклад в разработку проблемы стабильных и критических возрастов внесли исследования А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, в которых получило развитие фундаментальное понятие отечественной возрастной психологии – понятие ведущей деятельности. Это понятие положено в основу предложенной Д. Л. Элькониным периодизации психического развития ребенка. Ведущая деятельность рассматривается как определяющая психологическую специфику каждого возрастного периода, а переходные возрасты, соответственно, характеризуются как возрасты, в которых происходит смена ведущих типов деятельности. Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
«Кризис семи лет» знаменателен тем, что ребенок от ориентации – на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к преимущественной направленности на усвоение способов действий с предметами. В то же время, кризис семи лет лежит внутри одной эпохи детства, что позволяет охарактеризовать его как переходный, но не критический возраст. Это же обстоятельство позволяет сделать предположение о тесной связи между разделяемыми и, одновременно, соединяемыми периодами с ведущими деятельностями – сюжетно-ролевой игрой и учебной деятельностью.
Реализация такого подхода представлена в книге «Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста», под редакцией Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. Авторы, опираясь на положения концепции Л. С. Выготского, выявляют психологическое новообразование кризиса семи лет, связывая его с возникновением условно-динамической позиции по отношению к взрослому.
Анализ учебной деятельности, проведенной в исследованиях Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую в себя: учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку.
Есть основания полагать, что указанные компоненты учебной деятельности неравноценны. Д. Б. Эльконин отмечает, что центральное место в этой структуре принадлежит учебной задаче.
Таким образом, принятие учебной задачи и адекватное действование в ситуации такой задачи может служить важнейшим критерием, диагностирующим общую психологическую зрелость ребенка и его готовность к школьному обучению.
5.2. Психологическая поддержка в семье при поступлении
ребенка в школу
А. Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализации, по его мнению, это «нахождение человеком верного представления самого себя». Для этого нужно прислушиваться к «голосу импульса», поскольку большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций. Но одного верного представления о себе недостаточно. Человек должен реализовать то, что заложено в нем природой, а перестройка общества должна вестись путем создания для людей возможностей к их самоактуализации. И вторая составляющая психического здоровья – стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству. Особое внимание уделяется проблеме учета при работе с детьми их индивидуальных особенностей, психофизиологических характеристик, поскольку анализ практики, особенно практики применения рекомендаций педагогами и родителями, свидетельствует, что неуспешность применения рекомендаций, а иногда даже и наносимый этим вред часто связаны с недооценкой индивидуально-психологических различий. Как это ни парадоксально, индивидуально-психологические особенности (школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе) зачастую не учитываются специалистами.
Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям.
Таким образом, представленные в данном разделе, современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школе, позволяют более обоснованно говорить о том, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
6. Компоненты психологической готовности
6.1. Мотивационная, личностная готовность к школе (формирование «внутренней позиции школьника»)