ксения мартынова
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Вопрос адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению для нас особенно актуален. В группе раннего возраста работаю более 20 лет. С интересом наблюдаю за вновь поступившими малышами, родителями в адаптационный период. Прихожу к выводу, что очень часто ни дети, ни родители (законные представители) не готовы к поступлению в детский сад. Ребенок переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние из-за комплекса воздействия, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Если взрослые, как и педагоги, так и родители на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку, он гораздо быстрее адаптируется к новым условиям.
Слайд 3
Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Но на пути реализации этой задачи возникают различные трудности:
• Часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.
• Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, психологических, педагогических.
• Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.
• Взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимовежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом (советы, собрания, рекомендации литературы и т. д.).
• Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.
Все эти затруднения позволяют сделать вывод о том, что организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель. Включать в нее всех участников этого процесса : и педагогов, и родителей, и детей.
Слайд 4.
Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ.
Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
1. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.
2. Использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом.
3. Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом.
4. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение также подразумевает последовательность этапов:
Этапы Содержание этапов Субъекты взаимодействия
Прогноз адаптации Определение степени тяжести адаптации малыша и ориентирование воспитывающих взрослых на ожидаемый результат, через наблюдение за параметрами, определяющими успешность адаптации, а также выявление умений и навыков ребенка, облегчающих адаптационный период в процессе анкетирования родителя. Психолог, родитель, ребенок
Консультации для воспитателей и родителей. Помощь родителям и воспитателям в овладении знаний по облегчению адаптационного периода, получении новой информации, нахождении ответов на возникающие вопросы. Родители, воспитатели, психолог
Семейная адаптационная группа Создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психомоторных заболеваний через организацию совместных встреч будущих воспитанников и родителей с педагогами группы раннего возраста. Психолог родитель воспитатель ребенок
Алгоритм постепенного вхождения в детский сад Вход ребенка в группу с обычным режимом без резкого болезненного отрыва от семьи, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, степень тяжести адаптации. Психолог, воспитатель, ребенок
Занятия по адаптации с детским коллективом Помощь детям раннего возраста в преодолении стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду; создание положительного эмоционального настроя в группе; снижение импульсивности, тревожности, агрессии, развитие игровых навыков, стремление сопереживать. Помогать, поддерживать друг друга.
Работа по программе А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М., 2008г) Психолог, воспитатель, дети.
Слайд 6.
Организационный.
- родители знакомятся с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
- знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
- выявляются отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
- установление партнерских, доброжелательных отношений;
- составляется адаптационный маршрут.
Прогноз адаптации – это первая встреча с мамой и малышом. Помогает определить степень тяжести адаптации малыша и сориентировать воспитывающих взрослых на ожидаемый результат.
- осуществляется прямой контакт с ребенком, процессе которого наблюдаются такие параметры, определяющие успешность адаптации, как общий эмоциональный фон малыша, взаимоотношения с незнакомым взрослым, уровень развития предметных действий. Можно поиграть в игры: «Собери и разбери пирамидку», «Лови и бросай мяч», «Поставь кубик на кубик», «Покажи части тела у куклы и на себе: глазки, носик, ротик, ушки, ручки, ножки».
- выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителя.
Слайд 7.
Лекции – консультации для воспитателей ясельных групп.
В нашем детском саду в ясельных группах работают постоянные педагоги. Это очень хорошо, т. к. педагоги знакомы с особенностями развития детей раннего возраста, знают о проблемах адаптации, о формах и методах работы с детьми и родителями.
Но бывает так, что педагоги выпускают подготовительную группу и набирают малышей. В этом случае им необходима помощь в структурировании своих знаний по облегчению адаптационного периода, получении новой информации, нахождении ответов на возникающие вопросы, частичном апробировании различных приемов.
Например, «Первые дни ребенка в детском саду».
Слайд 8
Адаптационная группа работает по разработанной нами программе «Малыш плюс мама».
Цель этой программы облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста через создание эмоционально комфортных условий пребывания в детском саду и предотвращение причин психосоматических заболеваний.
Встречи проводятся совместно психологом и воспитателями групп, чтобы малыши привыкали к своим педагогам.
Совместные встречи с родителями и детьми состоят из двух блоков. В первой части используются игровые упражнения, связанные единым сюжетом, во второй – элементы арт-терапии, рисование нетрадиционными способами (пальчиками, ладошками) и свободная игровая деятельность.
Слайд 9
Алгоритм постепенного вхождения в детский сад.
После совместных занятий с родителями малыши начинают посещать группу раннего возраста в соответствии алгоритмом постепенного вхождения в детский сад.
Этот алгоритм состоит из шагов. Каждый шаг алгоритма протекает индивидуально, в зависимости от степени тяжести адаптации ребёнка.
1-й шаг – приход ребенка в группу на 1.5 – 2 часа. Летом приход ребенка на прогулку.
2-й шаг – ребенок остается до обеда.
3-й шаг – ребенок остаётся на сон, но сразу как проснется его забирают родители.
4-й шаг – ребенок остается на весь день.
Слайд 9.
Занятия по адаптации с детским коллективом.
Занятия по адаптации с детским коллективом проводит психолог вместе с воспитателем по программе: «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», А. С. Роньжина и «Жили-были малыши: Программа практикума общения родителей и детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и сценарии занятий» Д. Г. Будко, Т. А. Волкова. Программа рассчитана на три месяца. (приложение). Каждое занятие повторяется по три раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.
Количество занятий: 45, занятия проводятся 3 раза в неделю. Длительность – 10-15минут.
Слайд 10.
На всех этапах реализации модели адаптационного периода осуществляется тесное взаимодействие с родителями.
Родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома вместе с ребенком изготовят совместную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку. В удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботниках.
Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагога - не допустить,чтобы эта родительская группа осталась в позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа-это семья с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения своего ребенка со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы, энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.
Слайд 11.
Формы и методы взаимодействия с родителями.
День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы.
Консультации позволяют родителям овладеть определенными знаниями и умениями, помогают в расширении проблемных вопросов.
Семинары-практикумы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения.
Родительские собрания дают возможность обсудить задачи на новый учебный год, или результаты образовательной работы.
Родительские конференции - это обмен опытом семейного воспитания.
В настоящие время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с родителями.
Нетрадиционных формы - информационно-аналитическая, досуговая, познавательная, наглядно- информационная.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между родителями и педагогами, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К этой группе форм можно отнести проведение педагогами ДОУ совместных праздников и досугов в группе. «Папа, мама, я – дружная семья», «Расти здоровым малыш» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители смогут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной, эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации др. Данные формы использовались и раньше, однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагога и родителя. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики, оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать, как нетрадиционные.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания. Это могут быть информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей в условиях, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др.
Все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры.
Родители принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разрабатывают проекты. Все участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий. Стало традицией приглашать родителей на открытые просмотры. Открытые просмотры очень много дают родителям они получают возможность видеть самого ребенка в ситуациях,отличной от семейной, сравнивать его поведение и умение с поведением и умением других детей, перенимать у педагога приемы обучения и воспитательного воздействия.
В настоящее время широко используются дистанционные формы работы с родителями.