Ирина Чернышева
Взаимодействие ДО с семьёй по организации домашнего чтения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Возрождение традиции семейного чтения во взаимодействии ДО с семьёй.
Задачи:
1. Дать представление:
О значении домашнего чтения в развитии личности ребёнка;
О разнообразии форм организации домашнего чтения.
2. Воспитание интереса и любви к чтению у детей.
3. Совершенствование связной речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Взаимодействие ДО с семьёй по организации домашнего чтения (из опыта работы)» размещена в разделах
Проведя анкетирование родителей и детей об организации домашнего чтения в семье, педагогической компетентности взрослых в области понимания специфики детской литературы и особенностей приобщения сына или дочери к чтению книг, а так же в ходе повседневных наблюдений, мы выявили, что детям недостаточно читают в семье и обсуждают прочитанное, поэтому речь детей скудная и несвязная. на вопрос что по вашему мнению развивает чтение, родители ответили так….
На вопрос «Как часто Вы читаете детям?» были получены следующие ответы
И на вопрос «Хотели бы, Вы, чтобы ваш ребёнок любил книги?» все взрослые ответили «да».
Хоть и мнения родителей о пользе домашнего чтения разошлись. И, тем не менее, все родители хотят, чтобы дети любили книги.
Проанализировав всё это, мы сделали вывод: у взрослых есть понимание необходимости домашнего чтения и его пользы для ребёнка и его развития, а у детей – желание слушать чтение взрослых. Однако, к сожалению, не все родители готовы к этому. Для многих из них организация процесса домашнего чтения вызывает затруднения, связанные, в частности, с незнанием произведений современной детской литературы. Как правило, родители слабо ориентируются в книжных новинках, их представление о книгах для детей довольно узкое, ограничено небольшим количеством авторов, знакомых самим родителям с детства. Также родители затрудняются охарактеризовать сам процесс чтения, это свидетельствует о том, что современным мамам и папам совершенно не знакомы приёмы организации семейного чтения.
Проанализировав все данные, мы поставили перед собой цель - возродить традиции домашнего чтения.
С переходом на ФГОС, где задачи индивидуализации и социализации ребёнка, отводится ведущее место, а закон "об образовании" наделяет родителя статусом «участника образовательного) процесса».
Нам предстоит выстраивать партнёрские отношения всех субъектов образовательной деятельности, как помним, субъектами деятельности по закону " об образовании РФ" являются: педагог- воспитанник / обучающийся- родитель.
В связи с этим, мы наметили план работы, нацеленный на то, чтобы установить тесное сотрудничество с родителями по организации домашнего чтения. И используем разные формы сотрудничества.
1) Создание библиотеки в ДО для детей и родителей;
2) Разработка тематических заседаний семейного клуба «Гнёздышко» по организации домашнего чтения.
• посещение библиотек;
• организация тематических выставок книг для родителей и детей; проведение литературных досугов и викторин в группах с родителями и детьми;
• инсценировка прочитанного в семье произведения;
• организация совместных работ детей и родителей.
3) конкурс чтецов;
4) сбор фотографий из семей «Вместе с книгой я расту»
5) работа над семейными детско - взрослыми проектами; активное возобновление работ с книгами в группе по их реставрации - мини мастерская «Доктора книг»;
6) совместная или индивидуальная деятельность по иллюстрированию прочитанных книг;
7) Сюжетно ролевая игра «Библиотека»
8) Дали рекомендации родителям по созданию домашней детской библиотеки;
Следует подчеркнуть, что в современном быстро меняющемся мире и родители и педагоги должны непрерывно повышать своё образование.
Все мы прекрасно знаем о роли книги в жизни людей.
В процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Хорошо развитый в речевом отношении ребёнок в 6-7 лет может начать и рассуждать, а для того, чтобы ребёнок этому научился, с ним надо много разговаривать и играть, обсуждать различные события, происходящие в его жизни, рассказывать ему сказки, читать книжки и учить выражать словами свои мысли, чувства и впечатления. Главный признак хорошего речевого развития дошкольника – это умение рассказывать.
Во всех образовательных областях нашей программы «От рождения до школы» ставятся задачи и касающиеся развития речи детей.
«Речевое развитие» - воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи, интереса к художественной литературе.
«Социально – коммуникативное развитие» - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
«Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
«Художественно - эстетическое развитие» - развитие предпосылок целостно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (в данном случае словесного).
За выполнение этих задач должны согласованно!) отвечать и семья и детский сад.
Особую роль мы отвели домашнему чтению. Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.
Чтобы родителям было легче ориентироваться в том, что читать детям, мы составили список рекомендуемой детской литературы. Он насчитывает около 300 - 400 наименований литературных произведений.
Семья должна обеспечить ежедневно не менее 2х часов взрослого вслухового чтения для ребёнка. К первому классу словарный запас должен достигать не менее 5000 слов. Ребёнка следует всячески мотивировать на предъявление его собственной устной речи.
Что можно включить в понятие домашнее чтение?
- совместные домашние чтения детских книг перед сном;
- обсуждение прочитанного, пересказ ребёнком прослушанного;
- обыгрывание отрывков из произведения;
- совместное сотворчество родителя и ребёнка или творчество одного ребёнка (рисунок, лепка, игра) после чтения;
-совместные посещения книжных магазинов и ярмарок, покупка новых книг;
- придумывание новой концовки произведения;
- придумывание схемы по прочитанному произведению;
- рассказывание произведения или отрывка его по ролям;
- создание мини-проектов по сказкам;
- заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, поговорок.
- совместные походы в выходной день в библиотеку, выбор книг для чтения;
- бережное отношение к книге (её реставрация);
- изготовление книжек своими руками;
и т. д.
Чтобы повысить компетентность родителей мы предлагаем им почитать современную педагогическую и психологическую литературу, которая поможет им в воспитательно –образовательном процессе детей.
А также поможет помочь им привить у детей любовь к чтению.
Так же мы в своей работе стали применять новую технологию– дорожную карту. Она включает в себя образовательный маршрут, определённые задания.
Литературное направление (Семейное чтение 20-30 мин.); Музейное / Театральное направление; Развитие детского творчества; Развитие речи (логопедическое направление); Развитие мелкой моторики; Физическое развитие; Социально-коммуникативное направление
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.
Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Что в целом способствует гармоничному развитию личности ребенка, конечно же развитие сенсорной системы ребенка,как мы с вами помним,что сенсорная система развивается до 8 лет, о чем нам всегда говорит Любимов Л. Л.
В ходе работы мы проводили мониторинг речевого развития детей. Он показывает, что наша работа не прошла даром. Дети стали активнее общаться друг с другом, их словарный запас заметно расширился, научились составлять интересные рассказы и сказки, без затруднения могут назвать любимых авторов и любимые книги, с желание о них расскажут. Активнее занимаются театральной деятельностью.