Валентина Дацук
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в социальном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью педагогической рекламы инновационной деятельности учреждения.
В данном Сборнике проектов социальных инициатив представлен практический опыт педагогов социального обслуживания граждан – инвалидов, отражающий передовой опыт и современные технологии в сфере социального обслуживания стационарного учреждения психоневрологического профиля.
Публикация «Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в социальном учреждении» размещена в разделах
1. Социальный проект
«Сделаем наш дом чистым»
Воспитатель: Светлана Алексеевна Кучерявенко
Валентина Николаевна Дацук
Проект стартовал 30.04.2015г.
Актуальность проекта :
Экологическое воспитание предполагает раскрытие сущности мира природы – обитания человека. Это предполагает умение осмысливать экологические явления, делать простейшие выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней. А также призвано формировать первые представления об окружающем мире, живой и неживой природе, бережное отношение к ней, что проявляется в конкретном поведении на эмоциональном уровне у каждого клиента. Работа предполагает закрепление нормативных правил поведения в окружающей среде.
Экологическое воспитание на современном этапе требует психологической включенности личности человека в мир природы с последующим поэтапным конструированием системы личностного отношения к ней (эмоционально – ценностным, практически – действенным, что обеспечивает формирование экологических знаний, использование их познавательного и воспитательного значения в воспитательно – реабилитационном процессе (формирование осознания единства и целостности природы, и взаимозависимости явлений природы, понимание человека как неотъемлемого звена во взаимозависимостях природы, утверждение уважения человека ко всем формам жизни). Используемые с этой целью в воспитательно – реабилитационном процессе эколого –психологические тренинги, интегрально – поисковые групповые и ролевые игры, трудотерапия обеспечивают систему знаний по экологическому воспитанию.
Проблема:
Введение экологического компонента в реабилитационный процесс с целью ориентирования получателя социальных услуг в ценностях ближайшего окружения, осуществления непрерывности и преемственности процесса экологического воспитания посредством включения в трудовую деятельность.
За период работы по проекту реализованы :
Практическая деятельность
Исследовательская деятельность
Экскурсии в парковые зоны
Цель проекта :
соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, формирование активной деятельности по изучению и охране природы своей местности.
Задачи проекта :
1. Формировать потребность в общении с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
2. Формировать предпосылки в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья; потребность в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганде экологических знаний.
3. Воспитывать элементы экологической культуры ценностностным и сознательно ответственным отношением к природе и окружающему миру, гуманное отношение к живым объектам флоры и фауны.
Целевой группой проекта выступают получатели социальных услуг стационарных учреждений психоневрологического профиля.
Мероприятия проекта :
Этап Мероприятия Пути решения
I этап подготовительный 1.«Экологические ценности в жизни человека и общества».
• «Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения» 1. Формировать элементы экологообразной компетентности у получателей социальных услуг в области знаний о природе и человеке.
2. Помочь получателям социальных услуг овладеть доступным объемом представлений и понятий об окружающем мире: природа живая, неживая, человек в ней.
3. Воспитывать нравственно – экологическую позицию.
II этап реализационный 1. «Природа – наш друг»
• Мы изучаем природу
2.«Флора и фауна»
• Правила поведения в природе
3. «Практическое занятие»
• Посадка саженцев и уход за ними
4. «Практическое занятие»
• Операция «Подарок птицам»
5. «Знаем ли мы природу нашего края?»
• Пишем письмо лесовичку
6.»Природа просит помощи»
• Презентация «Знатоки» 1. Научить получателей социальных услуг вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы. Развивать умение делать выводы, устанавливая простейшие причинно – следственные связи между объектами природы.
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
III этап итоговый (аналитический) 7. Ожидаемые результаты:
Формирование элементов экологической компетентности получателей социальных услуг в данной области знаний
8. Оценка результатов:
Презентация работы
Демонстрация положительных примеров ценностного отношения к природе и ее составляющим
Региональный компонент: включение в активную деятельность в быту, на прогулке, в социуме.
Презентация творческих работ : поделки из природного материала
9. Дальнейшее развитие проекта :
Активизация процесса планирования деятельности как метода социального проектирования.
Формирование получателя социальных услуг как субъекта социального действия
Освещение в СМИ • 1. Принимать участие в исследовательской деятельности как способе личностного развития и совершенствования.
• 2. Принимать посильное участие в анализе организованной деятельности.
• 3. Воспитывать чувство сопричастности к общему результату.
2. Социальный проект
«Трудовое лето»
Воспитатели:
Светлана Алексеевна Кучерявенко
Валентина Николаевна Дацук
Проект стартовал 10.02.2015г.
Актуальность проекта :
Сегодня социально – трудовая реабилитация позволяет адаптировать индивида к изменившимся в результате заболевания условиям его личной и общественной жизни, предотвратить социальную изоляцию и связанные с ней формы девиантного поведения. Социально – трудовая реабилитация – это система мероприятий, обеспечивающая улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для участия в жизни учреждения закрытого типа. В нашем случае длительного пребывания человека в условиях медицинского учреждения социально – трудовая адаптация означает ресоциализацию личности, восстановление контактов с окружающими людьми, формирование активной социальной позиции.
Реабилитация рассматривается как особенный подход к психически больному человеку. В связи с этим в реабилитационной работе с клиентами широко используется трудотерапия. Трудотерапия представляет собой деятельностную, стимулирующую и организующую среду, нацеленную на социально – психологическую адаптацию клиентов в условиях психоневрологического интерната, их активизацию, ослабление негативных симптомов, устранение явлений «больничной среды». Трудовая реабилитация помогает психически больному человеку чувствовать себя нужным и полезным обществу, препятствует его изоляции от общества: занимаются благоустройством территории, выращиванием цветов.
Проблема:
в практике социальной работы в условиях психоневрологического интерната организация трудотерапии связана с узкой специализацией стационара, с сезонностью занятий, имеет свои цели и задачи, обусловленные особенностями психических заболеваний граждан, проживающих в учреждении. Социально – трудовая реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждениях, на преодоление их индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью, ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.
За период работы по проекту реализованы :
Практическая деятельность
Частично – поисковая деятельность (экскурсии в зоны отдыха)
Трудовая деятельность
Цель проекта :
интегрирование клиентов с недостатком интеллектуального развития в активную социально – трудовую деятельность, обеспечеие частичной социальной адаптации.
Задачи проекта :
1. Раскрыть перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формировать осознание у получателей социальных услуг причастности к общественно полезной деятельности.
2. Организовать совместную коллективную деятельность как средство снятия состояния напряженности и беспокойства.
3. Способствовать проявлению положительных личностных качеств у всех субъектов реабилитационного процесса.
Целевой группой проекта выступают получатели социальных услуг стационарных учреждений психоневрологического профиля.
Мероприятия проекта :
Этап Мероприятия Пути решения
I этап подготовительный 1.«Наводим порядок».
• Облагораживание территории
• Сеем рассаду 1. Создать условия для реализации трудовых возможностей получателей социальных услуг.
2. Помочь получателям социальных услуг овладеть доступным объемом трудовых действий.
3. Воспитывать способность к самообслуживанию, самообеспечению продуктивной, коммуникативной деятельностями.
II этап реализационный 1. «Труд на территории»
• Правила поведения в природе
2.«Трудовые поручения»
• Оказываем помощь сотрудникам в облагораживании территории
3. «Практическое занятие»
• Посадка саженцев и уход за ними
4. «Практическое занятие»
• Высадка рассады на клумбы
5. «Практическое занятие»
• Уход за клумбами
6.«Презентация «От привычки к здоровью»
1. Формировать трудовые и коммуникативные навыки для поддержания активного образа жизни, включающий труд как стимулирующее средство реабилитации.
2. Способствовать физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма. Развивать способность к самообслуживанию, самообеспечению и продуктивной коммуникативной деятельности.
3. Способствовать формированию ценностных ориентаций и потребностей в процессе трудотерапии; становлению личности, преодолению психологических комплексов, новых межличностных взаимоотношений посредством коллективной деятельности, повышения уровня адаптации в социуме.
III этап итоговый (аналитический) 10. Ожидаемые результаты:
Формирование трудовых навыков, компенсаторских умений как средство социальной реабилитации.
11. Оценка результатов:
Демонстрация положительных примеров ценностного отношения к труду, трудовым поручениям.
Региональный компонент: включение в активную деятельность на прогулке, в социуме.
12. Дальнейшее развитие проекта :
Активизация процесса планирования трудовой деятельности как метода социального проектирования.
Формирование получателя социальных услуг как субъекта социального действия.
Освещение в СМИ • 1. Расширять социальный опыт получателей социальных услуг эмоциональным содержанием, интереса к трудовым возможностям,
• 2. Принимать посильное участие в анализе организованной трудовой деятельности.
• 3. Воспитывать чувство сопричастности к общему результату.
Список литературы
1. Особенности инновационной деятельности [Электронный ресурс] / / Режим доступа:
https://economics.wideworld.ru/economic_theory/organization_innovations/2
2. Планирование инновационной деятельности предприятия [Электронный ресурс] / / Режим доступа:
https://masters.donntu.edu.ua/2009/fem/stefanenko/diss/index.htm
3. Проблемы управления инновационным развитием предприятия [Электронный ресурс] / / Режим доступа:
https://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Economics/67377.doc.htm
4. Поляков С. Г., Степнов И. М. Модель инновационного развития предприятия // Инновации, 2003. - № 2-3(59-60). – С. 36-38.
5. Иванова Н. И. Наука в национальных инновационных системах// Инновации. – 2005. – №4.
6. Интернет ресурс:
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-v-modelirovanii-uchebnogo-protsessa#ixzz3nxDFWCHo