Любовь Козицына
Из опыта работы с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя МКДОУ «Восходский детский сад общеразвивающего вида» по взаимодействию с семьёй.
Козицына Любовь Вадимовна,
воспитатель
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Такмакова
Публикация «Из опыта работы с семьёй» размещена в разделах
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребенку социальный опыт.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС– повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:
первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;
длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Основными задачами взаимодействия с родителями являются следующие:
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
4. Повышение уровня компетентности родителей.
Как я уже сказала, одна из главных задач воспитателя – это работа с семьёй. У нас сельская местность, и все мы как на ладони. В принципе, когда ребёнок приходит в детский сад, я уже знаю чем «дышит» данная семья. Здесь уже работает опрос, анкетирование, беседа. Е сли у меня есть какие-то сомнения, то я прибегаю к одной из форм более полного знакомства с семьёй - это посещение семьи на дому (опять же с согласия родителей). Здесь необходимо познакомиться с условиями семейного воспитания. На каждую семью у меня заведён «Паспорт семьи», куда заносятся данные о составе семьи, возраст всех членов семьи, жилищные условия семьи, материальное положение семьи, увлечения семьи и многое другое. Многих родителей (неблагополучные семьи) данные визиты побуждают к более достойному поведению, наведению порядка в доме, общению с детьми. Вся полученная информация (результаты анкетирования, опросов, бесед, результаты наблюдений за поведением ребёнка в домашних условиях) тщательно анализируется. По результатам анализа определяется микроклимат, в котором воспитывается ребёнок, выявляются дети и родители, которые могут испытывать трудности. На основании этого планируются и проводятся мероприятия, направленные на решение конкретных задач (План работы семьёй).
В работе по педагогическому просвещению родителей использую разные формы. Это, конечно-же, родительские собрания. Родители здесь не просто слушатели, а активные участники. они с интересом обсуждают педагогические ситуации, обмениваются опытом, спорят.
Регулярно выпускаются папки-передвижки разной тематики : «Времена года», «Скоро в школу» «Игры в дождливую погоду», «Ребёнок и компьютер», «Если буква упрямится» и др.
Проводятся групповые и индивидуальные консультации, выпускаются памятки: «Лучший помощник – детская книга», «Опасность на льду», «Один дома» и др.
Родители – активные участники проводимых мероприятий в группе и ДОУ. Они готовят детям костюмы, атрибуты к праздникам и с увлечением участвуют в самом мероприятии.
Регулярно организуются выставки детских работ и рисунков. По желанию родители могут присутствовать на занятиях как в «Дни открытых дверей», так и в любое иное время.
Родители с интересом участвуют в оформлении стенгазет коллажей: «Мамочка милая – мама моя», «Мой папа», «Зимние забавы» и др.
Помимо перечисленных форм работы с семьями активно использую и такие формы и методы:
презентация образовательной деятельности ДОУ;
групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;
тематические досуги «В поисках новогодней ёлочки», «Новогоднийутренник», «Защитники Отечества», «День матери», «Осенний бал»;
оздоровительные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»;
вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, новогодних игрушек, на лучшее новогоднее стихотворение, «Когда все вместе», конкурсы рисунков); Хочется отдельно остановится на данном виде деятельности. Он очень своеобразен и интересен. Вначале, когда рассказываешь родителям об объявленном конкурсе (будь то внутрисадичный, районный или областной) воспринимается он с опаской и настороженность. Чуть ли не полным отказом от участия. Но проходит какое-то время, и родители начинают потихоньку интересоваться, задавать вопросы, уточнять условия конкурса, сроки. И приходишь в неописуемый восторг, года большая половина группы становится участниками конкурсов, и не только становится участниками, а победителями. И с каждым разом родители становятся всё активнее и активнее. Я считаю, что данное мероприятие положительно влияет на внутрисемейное содружество и содружество между ДОУ и семьёй. Отношения становятся более доверительными и открытыми.
Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь группы и детского сада. Для этого:
Информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду.
Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
Призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, фото и видеосъемка.
Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.
Одной из интересных форм работы с семьёй (молодой семьёй) я считаю создание клуба молодой семьи, который в своё время был организован на базе нашего ДОУ и пользовался успехом. Назывался он «Наш малыш». С чего же всё начиналось. В начале своего существования (2002 год) клуб работал на общественных началах, работу вели воспитатели детского сада «Берёзка»., согласно плану работы с детьми раннего возраста.
Начиная с 15 января 2005 года клуб уже действовал при ГКП, где я была социальным педагогом и руководителем клуба. Заседания проходили 2 раза в неделю по намеченному плану. Тематика заседаний клуба самая разнообразная: «Правам ребёнка посвящается», «Расти здоровым, малыш», «Малыш и музыка» и другие.
Заседания клуба проходили в тё плой и дружеской обстановке и с применением разных форм: диспуты, конференции, практикумы, гостиные «За чашкой чая», где родителей не только учили, повышая их педагогический опыт, но и проводили практикувы, на которые приглашались различные специалисты (фельдшер и акушер ФАП, социальный педагог КОЦ, музыкальный руководитель ДОУ и воспитатели.
На заседание клуба родители могли приходить как одни, так и с детками, которым созданы все условия.
Для родителей выпускалась информационно-познавательная газета «Вырастай-ка».
С будущими родителями, совместно с ФАП, проводила беседы, консультации, вела подборку специальной литературы, экскурсии-знакомства с детским садом.
Каждая семья, в которой появлялся новорожденный, получал поздравление.
Хочется отметить, что в результате проводимой работы повышался интерес родителей к вопросам воспитания и развития детей, к сотрудничеству с детским садом и безболезненной адаптации к детскому саду.
В ходе работы получены результаты :
• повысился уровень родительской компетентности;
• гармонизировались родительско - детские отношения;
• повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Как это повлияло на развитие личности ребенка? :
• улучшился эмоциональный климат в семье;
• изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;
• повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.