Ольга Томилова
Взаимодействие детского сада с семьей по вопросу подготовки детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу приводит к изменению социальной позиции ребенка, изменению требований со стороны взрослых. Это изменение часто сопровождается внутренним напряжением, повышением тревожности, занижением самооценки. Поэтому в этот период для ребенка очень необходима и важна поддержка семьи. Современный мир сложен, ребенку недостаточно дать только знания, важно научить пользоваться ими. Знания и умения, взаимосвязанные с ценностными ориентирами учащегося, формируют его жизненные компетентности, необходимые для успешной самореализации в жизни.
Публикация «Взаимодействие детского сада с семьей по вопросу подготовки детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Когда ребенок становится на пороге школьной жизни, у родителей возникает масса проблем, вопросов, касающихся будущего обучения ребенка, в частности, в какой коллектив попадет ребенок, как будет проходить его адаптация, выдержит ли по состоянию здоровья учебную нагрузку и т. д. Конечно, первыми помощниками должны стать воспитатели учреждения дошкольного образования и учитель начальных классов, которые благодаря своему профессионализму смогут преодолеть эти проявления, внушить веру и избежать ошибок.
Учителя начальной школы и воспитатели заведений дошкольного образования должны подобрать такие формы работы с родителями, которые способствовали бы формированию у них ответственности, желания активно участвовать в процессе эмоциональной, интеллектуальной и волевой жизни ребенка. Совместными усилиями нужно сформировать у детей чувство радости от ожидания поступления в школу, смены статуса, удовлетворение от преодоления первых трудностей. Традиционной формой работы с родителями считают родительское собрание. Но в системе внедрения и реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном образования такая форма не всегда оправдывает себя.
Многое зависит от выбора и способов работы с родителями. В настоящее время уместнее и эффективнее использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Особенно важно совершенствовать процесс взаимодействия ДОУ и семьи в процессе социализации будущего первоклассника.
Успешное решение задач развития личности детей, повышение эффективности их обучения во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению, насколько грамотно организуется работа воспитателя с родителями.
Как ДОУ и родителям работать вместе, развивая партнерство?
Есть два существенных пути успешного сотрудничества:
1. Постоянное двустороннее общение.
2. Различные способы привлечения родителей к образовательному процессу.
Предлагаем подробнее разобрать пути сотрудничества с родителями. Одним из самых распространенных является общение, которое в свою очередь может быть:
- формальное и неформальное;
- общение с отдельными родителями и с группой родителей.
Формальное и неформальное общение происходит при личной встрече с родителями, но в наше время компьютерных технологий – это может происходить с помощью других средств:
- телефонных звонков или смс;
- написание писем по электронной почте;
- общение в социальных сетях и тому подобное.
Данные средства общения являются удобными и эффективными. Свою работу с родителями следует строить следующим образом: все важные и срочные события сообщаются с помощью смс сообщений, с жизнью детей во время пребывания в ДОУ родители могут ознакомиться в социальной сети, где педагогу следует систематически помещать фото сообщение.
На примере данного сотрудничества с родителями, можно сказать, что родители очень довольны таким общением и всегда являются активными участниками образовательного процесса.
Основную работу с родителями ДОУ проводит через родительские объединения, которые имеют разные названия: родительский комитет, лектории, клубы, родительский всеобуч. Каждый из них имеет свой план работы, положения, направления деятельности.
Наиболее целесообразной формой педагогического всеобуча родителей считается работа, при которой педагог отходит от традиционного монолога (лекции, беседы, сочетает индивидуальную работу с группами родителей, педагогическое общение с отдельными членами семьи, широко привлекает психолого-педагогическое консультирование членов семей по вопросам обучения и воспитания детей, тестирование и анкетирование родителей и детей, тренингов, практикумов, ролевых игр и т. д., направленных на установление в семьях крепких морально-этических связей между взрослыми и детьми, атмосферы сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу.
Существует огромное разнообразие организационных форм педагогического всеобуча родителей в современном образовательном учреждении. Целесообразно выделить следующие:
- коллективные: лекции, конференции (по обмену опыта семейного воспитания, по обсуждению педагогической литературы, периодической печати по вопросам семейного воспитания, диспуты, дискуссии, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, дни взаимных претензий, дни открытых дверей, кинолектории, информационные стенды;
- индивидуальные и групповые: консультации по проблемам семейно-семейного воспитания, беседы, посещение семей, переписка, личные дни, встречи с родителями; педагогические поручения родителям;
- дифференцированные: вечера семейных традиций; выставки (Мир увлечений нашей семьи, Кулинарные изделия членов семьи) декоративно-прикладного творчества, семейных альбомов, коллекций; выпуск тематических газет (Досуг семьи, Моя семья, Спорт в семье) конкурсы, встречи поколений, дискуссионные клубы, открытые уроки, проблемные мосты и тому подобное. Одной из самой распространенной и эффективной формой общения с родителями является родительское собрание, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора. На родительских собраниях можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.
Для того, чтобы применение активных методов было эффективным, следует учесть некоторые условия: необходимо обеспечить комфортность для участников. Не следует оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность информации, полученной от родителей, проявлять интерес к их мнению, выражать им благодарность за участие. Что же такое интерактивная форма работы с родителями? Это одна из форм организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предполагаемую цель – создать комфортные условия общения и обучения родителей, при которых каждый участник чувствует свою успешность, интеллектуальную способность, является равноправным, равнозначным субъектом. Стоит отметить, что организация интерактивного обучения родителей предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.
Хочется отметить, что воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей, а, чтобы педагог мог на них положиться в предоставлении любой необходимой помощи и они были заинтересованы в образовательном процессе, необходимо убедить их в том, что понимание своих детей является благородным и интересным делом, ведь дети учатся на примере своих родителей. В заключении хотелось бы еще раз отметить, что семья и ДОУ – две важные составляющие развития ребенка и, конечно же, без родительского надзора процесс воспитания и формирования личностных качеств ребенка невозможен или, по крайней мере, недостаточен. Взаимодействие родителей и ДОУ – это длительный процесс, долгая и кропотливая работа, которая требует терпеливого, неуклонного соблюдения выбранной цели.