Наталья Нефедова
Взаимодействие семьи и ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей
За многолетнюю историю у человечества сложились две ветви воспитания детей : семейное и общественное. Каждая из них представляет собой отдельный социальный институт воспитания и обладает разными специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
В современном обществе ведется спор о том, что важнее в становлении личности подрастающего поколения: семья или детский сад.
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей» размещена в разделах
Между тем, современная наука уже располагает многочисленными данными, которые свидетельствуют о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Семья представляет собой малую группу, которая наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Именно здесь представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи, половые (мужчины и женщины, а подчас и профессиональные «ячейки» (мама - учительница, папа - шофер, бабушка - профессор).
Немногие семьи имеют возможность в полной мере решить жизненные проблемы собственными своими силами.
Причины разные: одни семьи категорично не хотят заниматься воспитанием ребенка, другие – просто не умеют это делать, третьи - не понимают, для чего это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагогов дошкольного учреждения. На современном этапе необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого никакого сомнения.
Одно из направлений нашего дошкольного учреждения - психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей мы включаем вопросы по охране жизни и укреплению здоровья детей, создания условий для правильного физического и психологического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям детского сада, режима дня, гигиенического ухода, качественного питания, способах закаливания, массажа, утренней гимнастики советы и рекомендации родителям дают индивидуально о каждом ребенке не только воспитатели, но и медицинские сотрудники детского сада, а также узкие специалисты.
Мы решили привлечь родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада, что необходимо, прежде всего для детей. И не только потому, что они узнают, научатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети па своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, гак интересно говорят об этом. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, каждого воспитанника. Понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!
Решение задач сотрудничества мы разбили на 3 этапа.
На 1 подготовительном этапе: воспитатели изучают семьи, их воспитательные возможности (анкеты, индивидуальные беседы, посещение семьи и т. д.)
2 этап, организационный: Осуществляется индивидуальный дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Непосредственно на данном этапе происходит привлечение родителей в воспитательный процесс детского сада.
Родители приходят в детский сад, рассказывают о себе, принимают участие в подготовке занятий, участвуют в создании предметно – развивающей среды.
3 этап, практический: подбираются формы сотрудничества с родителями (консультации, родительские собрания, родительские конференции, вечера отдыха и т. д. ,