Лучший педагог года

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи»

Людмила Плотникова
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи»

Проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.

Этапы выстраиванию эффективной совместной деятельности.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных организаций. Существующий в работе детских садов подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в дистанциировании родителей от детского сада и принятии дошкольной образовательной организации на себя проблем образования детей, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания. Отказ от использования в педагогическом процессе детского сада уникального опыта семейного воспитания, отторжение семьи и, как следствие, пассивность родителей приводит к обеднению содержания образования.

Публикация «Консультация „Взаимодействие детского сада и семьи“» размещена в разделах

Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами образовательной организации и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и

приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны уметь грамотно выстраивать взаимодействие с ними, научиться принимать образовательный потенциал родителей и гармонично включать их в единое образовательное пространство.

Выстраиванию эффективной совместной деятельности может способствовать грамотно пройденные этапы общения.

Первый этап – установление с родителями доверительных отношений, которые могут стать следствием исключительной ориентации воспитателей на положительный образ ребенка. Следует «забыть» в общении с родителями отрицательные стороны поведения их детей; сломать традиционную установку педагогов на «судейскую» критическую позицию и оценку. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

Второй этап – в ходе совместного педагогического поиска воспитатели открывают перед родителями неизвестные им стороны знания о собственном ребенке. Чаще всего речь идет об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками в игровой, трудовой и учебной деятельностях, о характере межличностного общения, о социометрическом статусе личности дошкольника в группе. Родители должны прийти к осознанному пониманию ограниченности, недостаточности их представлений, сущности педагогического процесса в детском саду и необходимости совместного решения педагогических проблем.

Третий этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо отметить, что данный этап неслучайно является третьим, только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных

сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных).

Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка. (Хотя ФГОС ДО запрещает проведение диагностики ребенка без согласия родителей). Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на условия воспитания, изучение способностей ребенка, уровня его развития и т. д. Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения воспитателя и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и мероприятия, проводимые с другой периодичностью (1-2 или 3-4 раза в год) или по необходимости.

2. Место проведения. Работа с родителями может осуществляться в помещении ДОУ или за его пределами.

3. Количество участников. Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.

4. Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, методист, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети, или педагоги, родители и приглашенные специалисты (врачи)

5. Задачи взаимодействия с семьей. Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включению их в деятельность ДОУ.

6. Характер взаимодействия педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характер.

7. Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности.

Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада.

Основными направлениями ДОУ по повышению родительской активности могут являться:

участие родителей в организации в ДОУ встреч детей представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда;

воскресные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, поиск исторических сведений о нем, подготовка ребенка к выступлению на вечере «Наша улица» с информацией об увиденном и услышанном;

выполнение домашних заданий или решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в книгах и журналах;

игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи;

беседы с детьми, записанные на магнитофон;

просмотр видеофрагментов различных видов деятельности ребенка в ДОУ с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей;

домашние задания-отчеты – понаблюдать за трудом ребенка в семье : чем любит заниматься самостоятельно; как ведет себя ребенок при выполнении заданий воспитателей;

семейные педагогические советы, которые проводятся у родителей дома;

календарь родителей: советы и рекомендации родителей для педагогов, родителей, детей;

Формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные)

Важной формой работы специалистов с родителями является педагогический совет с их участием.

Цель - привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье с учетом их индивидуальных потребностей. Теоретическая часть готовится специалистами по проблеме или педагогами. Чтобы выявить мнение родителей по обсуждаемой проблеме, заблаговременно проводится анкетирование, и подводятся его итоги. Интервьюирование родителей помогают педагогам и специалистам установить контакт с семьями воспитанников, и наладить обратную связь с семьей

Занятия в педагогических кружках имеют цель вооружить родителей разнообразными умениями и навыками. Очень интересно проходят такие занятия. Выступление специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приемов работы. Руководителями могут быть и педагоги, и специалисты и родители.

Цель мастер-класса - передача оригинального педагогического опыта, авторских технологий и находок. Обсуждают с коллегами и родителями полученные результаты, рассказывают при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. Учат изготавливать развивающие игры и поделки.

Цель круглого стола - в нетрадиционной обстановке с обязательным участием, специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Деловая игра - предполагает решение педагогических задач и ситуаций, требуют определенной роли и выбора способов взаимодействия. Это творческая, свободная деятельность, увлекающая родителей.

Школа для будущих пап и мам. На занятиях в школе родители приобретают необходимый багаж знаний, а заодно знакомятся с особенностями образовательного учреждения.

Тренинги и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью расширения внутрисемейных отношений. В особых условиях через телесно-ориентированные упражнения, игры, сказки, беседы, творчество, моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного общения.

Недели открытых дверей.

Родители вместе с детьми посещают занятия, игры, прогулки и другие мероприятия, знакомятся со школой, образовательной программой, лучше узнают своих детей, их возможности.

Недели знаний.

С участием родителей, педагогов и детей. Принимают и делятся своими знаниями и специалисты и родители детей.

Дерево жизни.

Беседы, знакомство со членами семей детей по фотографиям, фотовыставки семейных фотографий.

Гость на пороге.

Встречи детей с родителями разных профессий, совместные игры.

Кружок «Истоки радости».

Совместные игры детей и родителей.

Традиционные и семейные праздники.

Совместные детско-родителъские занятия интегрированного характера.

Родители принимают участие с детьми. С начало даются теоретические знания по теме, потом и занятие.

Выставки.

Это не только украшение интерьера, но и эффективный контакт с семьей.

Информационные стенды.

Представлены информационные, рекомендательные материалы о семье, роли родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников.

Стенд «Хочу все знать».

Ответ и вопрос. Родители, специалисты и дети могут задать интересующий вопрос и помочь с решением ответа.

«Почтовый ящик».

Небольшие записки родителям через детей, где описывается, какое либо достижение ребенка и родители будут фиксировать успехи дома.

Это позволяет объединить образовательное учреждение и семью, создать единую среду для развития ребенка. Родители имеют возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом воспитания, лучше узнать своих детей, научиться взаимодействию, сопереживанию, сотворчеству.

Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в ткань воспитательного процесса имманентные человеческой жизни модусы - общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т. п., т. е. все то, что сохраняет саму жизнь.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с родителями для повышения их психолого-педагогического знания, создание условий для их активной роли в педагогическом процессе, выстраивание доверительных отношений являются необходимыми условиями взаимодействия детского сада с семьей.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка консультация для воспитателей. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо найти пути,.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют.

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО» "Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО" Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников» Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ» Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка раннего возраста детский садик, несомненно, является еще неизвестным.

Проект «Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе» ПроектВзаимодействие детского сада и семьи на современном этапе Актуальность темы Проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном.

Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Гуленко Нина Ивановна, старший воспитатель, БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» Изменение государственной политики в.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения. Одной из целей работы детского сада является сохранение и укрепление.

Взаимодействие семьи и детского сада по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ «Взаимодействие семьи и детского сада по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Для умственного.

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях современности Статья «Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях» Автор: Грачева Арина Юрьевна, педагог-психолог, первая квалификационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи»
Опубликовано: 30 октября 2019 в 07:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Плотникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД