Елена Мелешко
Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Разновозрастную группу детского сада можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети – разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям и умениям и пр. Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.
Публикация «Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и пр.
В последнее время в нашем обществе всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия (так называемой дедовщины). И это происходит не только в армии, но уже и в школе. Очевидно, что возможности предупреждения этого опасного явления могут лежать в сфере дошкольного воспитания. Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка. В этой связи чрезвычайно важно понять специфику таких отношений.
В работах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко указывалось, что объединения детей разных возрастов обладают большим "внутренним" воспитательным значением, важным для развития, как старших, так и младших. В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит передача опыта старших детей - младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.
В дошкольной педагогике имеются данные о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими (И. С. Демина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская и др.).
Показано, что в ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого (А. Н. Давидчук, И. С. Демина и др.).
В исследованиях Е. И. Тихеевой и О. И. Соловьевой указывается на большее преимущество разновозрастного состава дошкольной группы перед одновозрастным в развитии речи младших детей.
В отечественной дошкольной педагогике вопросы совместной игровой деятельности старших и младших детей обсуждались при разработке проблем воспитания детей в учреждениях типа "ясли - детский сад" (И. С. Демина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, а также в ряде психологических исследований (Т. В. Антонова, Е. А. Вовчик-Блакитная, Л. Г. Лысюк). В педагогических работах имеются данные о влиянии совместных игр старших и младших дошкольников на изменение характера игровой деятельности малышей, что выражается в более быстром освоении младшими игрушек, переходе от простого манипулирования - к игре, а также в том, что содержание игр младших детей становится более разнообразным (В. Г. Нечаева, М. В. Мишина). При этом обнаружено, что более содержательная совместная игра детей разного возраста имеет место в разновозрастных объединениях дошкольников с разницей в возрасте в два-три года (В. Г. Нечаева).
В нашем детском саду есть разновозрастная группа, ее посещают дети от 4 до 7 лет. В отличие от других (гомогенных) групп, где дети общаются только со своими сверстниками, имеющими такой же игровой опыт, в этой группе игра передается естественным, стихийным образом от более старших детей к младшим.
Малыши могут подолгу стоять и смотреть за тем, что делается на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно они втягиваются в общую игру: поначалу старшие дети, уже умеющие играть, которым недостает партнеров привлекают их как исполнителей своих инструкций, а затем они становятся полноправными членами играющей группы. В качестве примера:
Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе»
Старшие дети начинают договариваться на игру, предлагает Вика:
- А кто будет в кафе играть? (Откликается Влад)
- Давай я буду «продавец», а ты как будто пришел с работы на обед чай пить или сок, или кофе…
Разговором заинтересовался Рома.
- А можно с вами?
- Ты тогда «грабитель» будешь, а я – «Человек-паук», я мультик видел, я спасать Вику буду, - соглашается Влад.
- Нет, я «грабителем» не буду, я в кафе приду, - отказывается Рома.
Тогда дети привлекают мальчика со стороны.
- Федя, может, ты будешь? Только «грабителю» надо маску надеть, я видела,- предлагает Вика.
- Ладно, - соглашается Федя,- только я без маски, я не хочу с маской! Я пистолет возьму.
Вика занимает место «продавца» за «барной» стойкой, Влад присел на высокий стульчик напротив, «делает заказ» :
- Мне мороженого дайте, пожалуйста. Клубничного, земляничного, вишневого… Ну, хватит, наверное! А сколько пицца стоит?.
Варвара (ей 4 года, понаблюдав немножко за игрой старших, пристраивается к «продавцу» : там интересный кассовый аппарат, с которым она не прочь поиграть.
- Не трогай кассу, - говорит Вика, - это для продавца. Ты тоже заказ делай. Садись на стульчик, выбирай, какое тебе мороженое? Может, чаю налить или кофе? Чаю, да? Плати 2 рубля. Ну что ты, не понимаешь?
Непонимание Вари вызывает целый ряд пояснений со стороны Вики.
- Вот бумажки в коробочке лежат, это у нас денежки. Давай мне две. Все, ты уже заплатила. Давай я тебе чай на столик поставлю, садись сюда, возьми свою дочку, а я тебе еще пирожные принесу. Теперь корми свою дочку!
Варвара берет с полочки куклу, начинает кормить ее, а старшие дети развертывают свой сюжет дальше. Приходит Рома, они с Викой обсуждают, какие конфеты к чаю Роме выбрать: Вика предлагает с орешками, ей они больше нравятся, Рома колеблется, тогда включается в дискуссию Влад, он уже «съел» весь свой заказ. В это время в игру включается Федя – «грабитель», но пистолета у него нет.
- Это ограбление, – громко произносит он, - давайте деньги!
Влад торопится «обезвредить» противника, хватает его, тащит прочь. Зная, что Федя боится щекотки (ребята дружат, Влад начинает щекотать его, они хохочут, начинается веселая потасовка, Рома с удовольствием присоединяется. Игра распадается.
Анализируя эту игру, видно, что в ней выделяется четко подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей с учетом мнения партнеров по игре. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий, связанных с передачей отношения к другим людям. Ролевые действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь направлена на младшего ребенка, вводимого в игру. Старший ребенок подключает младшего к второстепенной роли, поясняет ему в ходе игры, как надо вести себя в соответствии с ролью, поясняет значение предметов-заместителей, чтобы он вел себя соответственно смыслу игры, а при возможности переключает его на игру с сюжетной игрушкой, чтобы он был занят, никому не мешал, но и не чувствовал себя ущемленным.
Анализ игры показал, что в данной группе доминирует определенный тип отношений - отношение сопричастности. Типы отношений между детьми разного возраста выделила в своих исследованиях Е. О. Смирнова: отстраненные отношения, эгоцентрическое отношение, отношение обесценивания, отношение сопричастности, конкурентное отношение. Отношение сопричастности проявляется в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремятся вовлечь малышей в общее дело не на словах, а реально помогают им в игре, при чем все это осуществляется по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие заинтересованы общим делом и с готовностью откликаются на предложения старших.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ под ред. Е. О. Смирновой. – М. -Воронеж, 2001.
2. Смирнова Е. О., Бутенко В. А. Особенности межличностных отношений детей в разновозрастных группах детского сада//Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2007.№ 2,с. 18-27.
3. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996, № 3.
4. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения до-школьников – диагностика, проблемы, коррекция. – М. : ВЛАДОС, 2003.