Получи документы

Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе (15 фото)

Елена Мелешко
Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Разновозрастную группу детского сада можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, в которой объединяются разные дети – разные по своим физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям и умениям и пр. Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе.

Публикация «Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе» размещена в разделах

Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются». По мнению других, в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» и пр.

В последнее время в нашем обществе всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия (так называемой дедовщины). И это происходит не только в армии, но уже и в школе. Очевидно, что возможности предупреждения этого опасного явления могут лежать в сфере дошкольного воспитания. Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка. В этой связи чрезвычайно важно понять специфику таких отношений.

В работах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко указывалось, что объединения детей разных возрастов обладают большим "внутренним" воспитательным значением, важным для развития, как старших, так и младших. В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит передача опыта старших детей - младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.

В дошкольной педагогике имеются данные о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими (И. С. Демина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская и др.).

Показано, что в ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого (А. Н. Давидчук, И. С. Демина и др.).

В исследованиях Е. И. Тихеевой и О. И. Соловьевой указывается на большее преимущество разновозрастного состава дошкольной группы перед одновозрастным в развитии речи младших детей.

В отечественной дошкольной педагогике вопросы совместной игровой деятельности старших и младших детей обсуждались при разработке проблем воспитания детей в учреждениях типа "ясли - детский сад" (И. С. Демина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, а также в ряде психологических исследований (Т. В. Антонова, Е. А. Вовчик-Блакитная, Л. Г. Лысюк). В педагогических работах имеются данные о влиянии совместных игр старших и младших дошкольников на изменение характера игровой деятельности малышей, что выражается в более быстром освоении младшими игрушек, переходе от простого манипулирования - к игре, а также в том, что содержание игр младших детей становится более разнообразным (В. Г. Нечаева, М. В. Мишина). При этом обнаружено, что более содержательная совместная игра детей разного возраста имеет место в разновозрастных объединениях дошкольников с разницей в возрасте в два-три года (В. Г. Нечаева).

В нашем детском саду есть разновозрастная группа, ее посещают дети от 4 до 7 лет. В отличие от других (гомогенных) групп, где дети общаются только со своими сверстниками, имеющими такой же игровой опыт, в этой группе игра передается естественным, стихийным образом от более старших детей к младшим.

Малыши могут подолгу стоять и смотреть за тем, что делается на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно они втягиваются в общую игру: поначалу старшие дети, уже умеющие играть, которым недостает партнеров привлекают их как исполнителей своих инструкций, а затем они становятся полноправными членами играющей группы. В качестве примера:

Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе»

Старшие дети начинают договариваться на игру, предлагает Вика:

- А кто будет в кафе играть? (Откликается Влад)

- Давай я буду «продавец», а ты как будто пришел с работы на обед чай пить или сок, или кофе…

Разговором заинтересовался Рома.

- А можно с вами?

- Ты тогда «грабитель» будешь, а я – «Человек-паук», я мультик видел, я спасать Вику буду, - соглашается Влад.

- Нет, я «грабителем» не буду, я в кафе приду, - отказывается Рома.

Тогда дети привлекают мальчика со стороны.

- Федя, может, ты будешь? Только «грабителю» надо маску надеть, я видела,- предлагает Вика.

- Ладно, - соглашается Федя,- только я без маски, я не хочу с маской! Я пистолет возьму.

Вика занимает место «продавца» за «барной» стойкой, Влад присел на высокий стульчик напротив, «делает заказ» :

- Мне мороженого дайте, пожалуйста. Клубничного, земляничного, вишневого… Ну, хватит, наверное! А сколько пицца стоит?.

Варвара (ей 4 года, понаблюдав немножко за игрой старших, пристраивается к «продавцу» : там интересный кассовый аппарат, с которым она не прочь поиграть.

- Не трогай кассу, - говорит Вика, - это для продавца. Ты тоже заказ делай. Садись на стульчик, выбирай, какое тебе мороженое? Может, чаю налить или кофе? Чаю, да? Плати 2 рубля. Ну что ты, не понимаешь?

Непонимание Вари вызывает целый ряд пояснений со стороны Вики.

- Вот бумажки в коробочке лежат, это у нас денежки. Давай мне две. Все, ты уже заплатила. Давай я тебе чай на столик поставлю, садись сюда, возьми свою дочку, а я тебе еще пирожные принесу. Теперь корми свою дочку!

Варвара берет с полочки куклу, начинает кормить ее, а старшие дети развертывают свой сюжет дальше. Приходит Рома, они с Викой обсуждают, какие конфеты к чаю Роме выбрать: Вика предлагает с орешками, ей они больше нравятся, Рома колеблется, тогда включается в дискуссию Влад, он уже «съел» весь свой заказ. В это время в игру включается Федя – «грабитель», но пистолета у него нет.

- Это ограбление, – громко произносит он, - давайте деньги!

Влад торопится «обезвредить» противника, хватает его, тащит прочь. Зная, что Федя боится щекотки (ребята дружат, Влад начинает щекотать его, они хохочут, начинается веселая потасовка, Рома с удовольствием присоединяется. Игра распадается.

Анализируя эту игру, видно, что в ней выделяется четко подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей с учетом мнения партнеров по игре. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий, связанных с передачей отношения к другим людям. Ролевые действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь направлена на младшего ребенка, вводимого в игру. Старший ребенок подключает младшего к второстепенной роли, поясняет ему в ходе игры, как надо вести себя в соответствии с ролью, поясняет значение предметов-заместителей, чтобы он вел себя соответственно смыслу игры, а при возможности переключает его на игру с сюжетной игрушкой, чтобы он был занят, никому не мешал, но и не чувствовал себя ущемленным.

Анализ игры показал, что в данной группе доминирует определенный тип отношений - отношение сопричастности. Типы отношений между детьми разного возраста выделила в своих исследованиях Е. О. Смирнова: отстраненные отношения, эгоцентрическое отношение, отношение обесценивания, отношение сопричастности, конкурентное отношение. Отношение сопричастности проявляется в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремятся вовлечь малышей в общее дело не на словах, а реально помогают им в игре, при чем все это осуществляется по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие заинтересованы общим делом и с готовностью откликаются на предложения старших.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет/ под ред. Е. О. Смирновой. – М. -Воронеж, 2001.

2. Смирнова Е. О., Бутенко В. А. Особенности межличностных отношений детей в разновозрастных группах детского сада//Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2007.№ 2,с. 18-27.

3. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996, № 3.

4. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения до-школьников – диагностика, проблемы, коррекция. – М. : ВЛАДОС, 2003.

Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе
Отношения между такими разными детьми существенно отличаются от тех которые складываются в гомогенной группе Публикация Взаимодействие детей в сюжетно ролевой игре в разновозрастной группе размещена в разделах Конспекты занятий Все конспекты Сюжетно ролевые игры Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка ноябрь Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво Одни считают что разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития старшие дети учатся помогать младшим младшие подражая старшим быстрее развиваются По мнению других в разновозрастных группах возникает больше проблем старшие обижают малышей малыши мешают занятиям старших трудно организовать детей и пр В последнее время в нашем обществе всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия так называемой дедовщины И это происходит не только в армии но уже и в школе Очевидно что возможности предупреждения этого опасного явления могут лежать в сфере дошкольного воспитания Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка В этой связи чрезвычайно важно понять специфику таких отношений Макаренко указывалось что объединения детей разных возрастов обладают большим внутренним воспитательным значением важным для развития как старших так и младших В ходе взаимодействия детей разного возраста происходит передача опыта старших детей младшим для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности В дошкольной педагогике имеются данные о развивающем влиянии которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими И Пеньевская и др
Публикации по теме:

Развивающая «Подушка-подружка черепашка Юля»Развивающая «Подушка-подружка черепашка Юля» Вот такую "Черепашку-Развивашку",я связала из остатков разноцветных ниток,в разновозрастную группу в которой работала,заменяя основного.

Золотой ключик-ключ к новым знаниям!Золотой ключик-ключ к новым знаниям! Здравствуйте, уважаемые коллеги! На календаре начало весны, а во многих детских садах уже во всю готовятся к выпуску ребят из детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе
Опубликовано: 3 ноября 2014 в 10:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре в разновозрастной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мелешко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД