Виктория Фролова
Формирование основ ценностно-смысловой сферы младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в ценностно – смысловом развитии. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.
2 слайд
Одной из важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. И мы, педагоги, прекрасно понимаем, что поведение любого из нас обусловлено выбором конкретных ценностей и приоритетов, присвоенными ранее нормами и правилами поведения.
Публикация «Формирование основ ценностно-смысловой сферы младших дошкольников» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Факт значимости и актуальности обуславливается запросами общества и государства. Поэтому можно смело говорить о том, что нам, педагогам, доверено общее дело государственной важности: воспитать маленького человека с присвоенным багажом ценностных приоритетов.
Мы с вами хорошо осознаем, что действовать в данном направлении необходимо уже сейчас, важно оптимально использовать уникальную возможность дошкольного периода в приобщении детей к социально-значимым ценностям.
В настоящее время среди наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает вопрос становления у дошкольников ценностного отношения к семье, вовлечения детей младшего дошкольного возраста в процесс познания семейных ценностей и традиций, воспитания основ гражданственности.
3 слайд.
Формирование основ ценностно-смысловой сферы ребенка сложный и длительный процесс усвоения и активного воспроизводства ребенком социального опыта.
Ценностно-смысловые представления у дошкольников формируются на личностном уровне и являются продуктом их непосредственных контактов с окружающим миром.
Ценностные ориентации - эта главная ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.
4 слайд
Перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта, сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а именно создание системы работы, направленной на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
5 слайд.
ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» постулируют самоценность, индивидуальность развития, воплощение возможностей развития ребенка, акцент сделан, прежде всего, на специфику дошкольного детства : пластичность, гибкость развития ребенка
6 слайд
В отобранных для будущей моей деятельности технологиях предлагаемые конспекты НОД связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о себе, о семье, родном крае, родной стране - России, ее прошлом и настоящем.
А главное в их основу положены идеи гуманного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
7 слайд.
Следовательно была определена цель моей работы, а именно формирование основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольников.
Исходя из вышеуказанной цели были обозначены образовательные, развивающие и воспитательные задачи работы с детьми в данном направлении:
8 слайд.
Реализация содержания программного материала осуществляется по принципу расширения представлений ребенка 3-5 лет о себе, семье, микро- социуме.
Для детей 6-7 лет будут включаться задачи формирования и расширения представлений ребенка о мезо- и макросоциуме.
Под микросоциумом мы понимаем понятия: «Я», «Я и моя семья», «Мой дом».
Под макросоциумом понимается: «Мой город».
Под мезосоциумом понимается: «Мой двор», «Мой детский сад», «Мой микрорайон», «Природа вокруг меня».
Устанавливается у дошкольников взаимосвязь между объектами микро- и мезосоциумом, определение собственной социальной роли и социальной позиции).
9 слайд.
Формирование ценностных ориентаций — процесс длительный. На самом первом этапе ребенок получает от нас, педагогов и от своих родителей определенные знания, дающие ему представление о жизни, происходящей вокруг него, о нормах и правилах поведения и общения в обществе сверстников и взрослых и о многих других ценностных приоритетах. Ведь с самого раннего возраста ребенок уже способен запечатлевать нравственные нормы, определенные ценности, правила, отношение к ним и образцы нравственного проведения.
Наши дети по своей природе жаждут новых впечатлений, ярких эмоций, активной деятельности, они стремятся подражать и готовы осуществлять выбор. Восприимчивая душа детей впитывает всю гамму человеческих переживаний. Поэтому, мы в своем детском саду через разнообразные формы деятельности стремимся показать им дорогу к подлинным, возвышенным, человеческим ценностям, стараемся зародить у них интерес к социальному миру (своей семье, своему народу, истории Родины и государства, пробуждаем понимание характера российского человека, и желание стать гражданином – патриотом. В первую очередь – через ведущий вид детской деятельности – игру, мотивируя дальнейшее участие ребенка в совместных делах и приближая его к высотам самоотверженной любви и патриотизма.
10 слайд.
Реализация системы предполагает большую предварительную работу. Целенаправленно организуются решение всех образовательных областей, через различные виды детской деятельности в течение всего режима пребывания ребенка в детском саду.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг и пособий и т. д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям.
Наконец, организация такой деятельности способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах (прежде всего – в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, соблюдении чистоты в микрорайоне, лесопарке и т. д.).
11 слайд.
Работа организуется через приобщение детей к истокам народной культуры, через организацию народных игр и физкультурно-оздоровительных мероприятий, построенных на основе фольклора.
В праздничных обрядах, ритуалах, играх в яркой эмоциональной форме дети осознают свою национальную принадлежность.
12 слайд.
Вопрос о формировании ценных ориентаций у дошкольников ставится с особой остротой не только учёными и педагогами, но и родителями.
ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации моего опыта работы.
Образцом поведения для детей служат взрослые, их поступки и взаимоотношения, и прежде всего это близкие люди: родители, бабушки, дедушки. Опираясь на потребность детей в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, стараюсь совместно с родителями и другими старшими членами семей воспитанников, обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Способствовать обогащению культуры семьи, содействовать преемственности поколений, возрождению и развитию семейных традиций призваны все педагоги детских садов.
Непосредственная реализация разработанного плана работы с детьми, основанного на принципах гуманной педагогики, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, подразумевает активную включённость взрослых и инициативность детей. При этом я соблюдаю «золотые правила» : быть рядом, не спешить отвечать, учить анализировать, обращаться к общественному опыту, стимулировать детскую активность, дарить радость творчества.
13 слайд
Совместно с педагогами ДОУ создаем ситуации, побуждающие родителей активно участвовать в жизни группы и детского сада посредством разнообразных форм работы.
14 слайд.
Не маловажным фактором успешности моей деятельности является сотрудничество с педагогами ДОУ; повышение их интереса к формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольников в целом.
15слайд
Целенаправленная систематическая педагогическая работа по формированию основ ценностно-смысловой сферы личности дошкольника посредством ознакомления воспитает в детях любовь к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду, городу, чувство восхищения родным краем, его природой, культурой, земляками. Закладываются основы гражданственности и патриотизма.
Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела,
не погасить почемучек, а дать им возможность стать уверенными в себе людьми!