Наталья Голубева
Консультация учителя-логопеда «Речевое развитие детей 4–5 лет»
▼ Скачать
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании "Речевое развитие детей 4-5 лет" в ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада Вас видеть на родительском собрании.
Сегодня я хочу поговорить с Вами на тему «Речевое развитие детей 4-5 лет».
Сейчас мы с вами рассмотрим первый вопрос — это нормы речевого развития детей 4 – 5 лет :
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет.
Публикация «Консультация учителя-логопеда „Речевое развитие детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
1. Словарный запас 2000 слов и более.
2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается. В активный словарь дошкольников вводят названия предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщё нные понятия: «игрушки», «одежда», «овощи», «посуда».
3. Ребёнок проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
4. В речи активно используются обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественная форма существительных, антонимы, синонимы.
5. Называет животных и их детёнышей, времена года.
6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т. д., союзы (куда, что, когда, сколько и т. д.).
8. Ребёнок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки,
иногда наблюдается их смешение в связной речи.
9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
10. Появляется монологическая речь. Заключается в том, что ребёнок способен описать игрушку или рассказать о прогулке, о каком-либо событие.
Следующее о чём я хотела поговорить - это методы развития.
При нарушении речевого развития у ребёнка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребёнку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырёх лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребёнок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. В разговоре со своим ребёнком говорите правильно, не коверкая слова, чётко и внятно (без лепета и «детских слов»).
2. Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щёки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т. д.).
3. Как можно больше читайте ребёнку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант. После прочитанного задавайте простые вопросы.
4. Выполняйте артикуляционную гимнастику. Я приготовила Вам листочки, на которых основные упражнения.
5. Разговаривайте со своим ребёнком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составляйте маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание. Хочу предложить вам Су-Джок терапию. Это шарики с колечками. Они продаются в любой аптеке. А так же для дыхательной гимнастики можно использовать мыльные пузыри. «Буря в стакане», «Парашютик» и другие. Самое главное — вдох носом, выдох ртом.
7. Не ограничивайте общение ребёнка со сверстниками.
8. Старайтесь заниматься в игровой форме, не стоит принуждать ребёнка.
9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребёнок не справляется с заданием, переключитесь на более лёгкое.
10. Создавайте у ребёнка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
11. Ни в коем случае не ругайте ребёнка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребёнку с любовью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи детей дошкольного возраста должна быть постоянная и интересная.
А сейчас я хочу предложить вам поиграть в некоторые речевые игры.
«Подскажи словечко» :
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель начинает предложение, а ребёнок его заканчивает, подобрав нужное слово.
Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит).
Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки).
Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо).
Кукушка кукует, а петух? (кукарекает).
Змея шипит, а еж? (фыркает).
У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица).
Придумывайте самые разнообразные предложения.
«Кто где живет?» :
Цель: расширение словарного запаса.
Ход игры: родитель задает вопросы, ребёнок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.
Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут птицы?
– Где живут медведи? и. д.
«Скажи наоборот» :
Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.
Ход игры: родитель говорит слова, а ребёнок говорит слово противоположное по значению.
Например:
Высокий – низкий.
Тёмный – светлый.
Маленький – большой и т. д.
«Каждый знает…» :
Цель: расширение словарного запаса, закрепление правильного употребления прилагательных с существительными, развитие воображения.
Ход игры: родитель говорит «Каждый знает что красным (синим, зелёным и т. д.) бывает». Ребёнок называет существительные подходящие к прилагательному.
Каждый знает, что синим бывает – море, небо.
Каждый знает, что жёлтым бывает – лимон, солнце.
Каждый знает, что красным бывает – огонь, мак.
Каждый знает, что зелёным бывает – трава, огурец.
«Весёлый счёт» :
Цель: закрепление правильного употребления множественного числа существительных.
Ход игры: взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок – во множественном числе.
Дом – дома,
Стол – столы,
Стул – стулья,
Цветок – цветы,
Лист – листья,
Носок – носки,
Глаз – глаза и т. д.
«Что каким бывает?» :
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: взрослый задает вопрос, ребёнок отвечает.
Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло).
Что бывает твёрдым? (камень, дерево, пол).
Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т. д.
«Назови ласково» :
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Ход игры: взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково.
Снег — снежок;
Солнце — солнышко;
Кукла — куколка;
Перо — пёрышко и т. д.
«Отгадай-ка» :
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.
Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребёнок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
- кабина, руль, фары (машина);
- крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт);
- руки, ноги, тело, голова (человек);
- ствол, ветки, корни, листья (дерево).
«Кто – откуда и куда?» :
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов.
Ход игры: идя по дороге домой, взрослый может задавать ребёнку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.
Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома).
Откуда выехала машина? (машина выехала от магазина).
Куда зашёл мужчина? (мужчина зашел в подъезд).
Куда села синица? (синица села на ветку).
«Какой? Какая? Какое?» :
Цель: развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным.
Снег, какой? - Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.
Снеговик, какой? - Красивый, забавный, смешной, большой, снежный.
Воробей, какой? - Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.
«Что делает?» :
Цель: развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным.
Дети - играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).
Ворона - каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья).
Продавец - продает, взвешивает, заворачивает, показывает.
Снег - кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.
Следующий вопрос рассмотрим «Как увеличить словарный запас ребенка". 4 простых рекомендации:
Рекомендация № 1. Читать.
Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов увеличения пассивного словаря. Читайте перед сном или по желанию ребёнка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребёнка, не слишком быстрой.
Читайте вместе как можно чаще, и перед вами не будет стоять вопроса, как пополнить словарный запас ребёнка. Книги в этом лучшие помощники.
Рекомендация № 2. Говорить.
Перед взрослыми стоит непростая задача: как научить ребёнка говорить слова правильно, как помочь формированию красивой родной речи. Слова взрослых – единственная возможность ребёнка освоить язык. Поэтому как можно чаще разговаривайте с ребёнком, называйте предметы, которые привлекают его внимание, рассказывайте о них. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и не запомнит.
Используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная». Есть разница?
Как показывает практика, богатый словарный запас родителя автоматически передается детям. А активные диалоги помогут расширить словарный запас ребёнка.
Рекомендация № 3. Обсуждать.
Старайтесь как можно чаще вовлекать ребёнка в диалог. После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребёнок поступил на месте героя. В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: погода на улице, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребёнка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребёнку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса!
Рекомендация № 4. Играть.
Не жалейте времени, на то, чтобы поиграть вместе с ребёнком. Общение с вами даёт ребёнку значительно больше, чем любая «развивающая» игрушка. Проводя время с родителями, с близкими, ребёнок растёт счастливым, эмоционально здоровым и развитым.
Итак, формула увеличения словарного запаса проста: читать + говорить + обсуждать + играть!
Таким образом, речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.
Спасибо за внимание!