Наталья Бикметова
Самоанализ занятия в подготовительной группе «Заучивание стихотворения «Осень» Е. Ф. Трутневой с использованием мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Я,., воспитатель подготовительной к школе группы. Большинство детей группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги, рассматривать энциклопедии. Но в нашей группе есть дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) (им необходима коррекция речи).
Коррекция речи невозможна без работы над выразительностью, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Публикация «Самоанализ занятия в подготовительной группе „Заучивание стихотворения „Осень“ Е, Ф, Трутневой с использованием мнемотехники“» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Самоанализ
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Трутнева Е. Стихотворения
- Темочки
Данная технология применяется для развития у детей произвольной памяти. В процессе занятия дети учатся заполнять схему – модель как план стихотворения, пользуются способом заучивания стихотворений с опорой на мнемотаблицу.
Таким образом мнемотехника использует естественные механизмы мозга (наглядно-образной памяти) и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мною было представлено занятие «Заучивание стихотворения Е. Ф. Трутневой «Осень» с использованием мнемотехники» по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе. Сценарий составлен самостоятельно, в соответствии с задачами адаптированной образовательной программы. Цель и задачи занятия соответствовали целевым ориентирам федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Занятие было построено с использованием элементов современных образовательных технологий:
- информационно – коммуникативные технологии. Яркая, красочная презентация помогла удерживать внимание детей на протяжении всего занятия.
- игровые технологии. Занятие проходило в игровой форме. Дети в лесу выполняли задания Осени.
- здоровьесберегающие технологии. Поиграли в игру на развитие речевого дыхания "Листопад", выполнение физминутки
- Для согласования и соподчинения действий я применяла технологию сотрудничества. В вводной части занятия я предложила детям решить проблемную ситуацию, которая побудила детей к поиску решения проблемы, но и способа организации для успешного решения, н-р как мы это будем делать, как легче и быстрее выполнить задание. Технология сотрудничества прослеживалась и в форме организации детей. Каждый ребенок участвовал в заданиях и высказался.
И конечно же тех. сотр. присутствует при организации контроля и оценки занятия.
- Технология ТРИЗ. На протяжении нескольких лет в своей работе я использую элементы технологии ТРИЗ. Развитие творческой личности одна из главных задач ФГОС ДО Игровое упражнение "Осенние слова".
Использование современных технологий обеспечило активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач.
Методы и приёмы реализации содержания занятия :
- методы формирования сознания: разъяснение, беседа, рассказ, пример
- методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намёк)
- методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность, соревнование, проблемные, занимательные и игровые ситуации, ситуации успеха, дедукция, индукция, аналогии, выбор.
Методы формирования сознания: образец правильного произношения звуков, беседа о признаках осени
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к употреблению различных слов, отражающих приметы осени, упражнение в употреблении слов в правильной грамматической конструкции (муж., ср., жен. род прил., упражнения на развитие речевого дыхания.
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные образы (осенние деревья, осенние листочки на ленточках, грибы, шишки, мнемотаблица); проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха.
Методы и приёмы, характерные для специфических видов деятельности
Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по теме «Осень»
Поставленные задачи решались путем применения наглядных, словесных, практических методов. Опосредованные методы были основаны на применении наглядности (показ слайдов). Введение наглядных методов позволило мне целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закрепить навыки словообразования. Практические методы были направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование в ходе продуктивного вида деятельности – пересказ стихотворения «Осень» Е. Ф. Трутневой. Для развития речи детей широко применялись словесные методы. Это и правильный речевой образец, повторное проговаривание, объяснение.
Для реализации каждой задачи в занятии были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Приемы (пояснения, указания, команды, поощрение, помощь ребенку, беседа, разъяснения) направлены на оптимизацию и индивидуальное развитие каждого ребенка.
В ходе занятия формировались метапредметные компетенции: регулятивные – управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные – речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные – работа с информацией, рассказывание по схеме.
Форма организации занятия выбрана нетрадиционная – занятие –путешествие, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность. В занятии мною были подобраны задания на формирование лексико – грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям. Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и красочности материала. Мотивационная деятельность детей обеспечивалась созданием проблемных ситуаций и мотивации заданий.
Занятие проходило со сменой деятельности (на стульчиках, у доски, на ковре). Дети полностью погрузились в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная и подгрупповая. Во время занятия прослеживалась интеграция областей:
- социально – коммуникативное (взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе подготовки презентации и восприятия тематических проектов);
- познавательное развитие (получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека);
- художественно - эстетическое развитие (восприятие наглядно – иллюстративного материала, поэтического определения слов, загадок);
- физическое развитие (выполнение двигательных заданий и упражнений).
Доминирующей образовательной областью занятия является речевое развитие (заучивание стихотворения, обогащение словарного запаса детей).
В структуре занятия четко прослеживается три части – вводная, основная и заключительная.
В вводной части занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Я предложила детям отправиться в путешествие в осенний лес и с помощью проблемных заданий подвела к тому, чтобы они определили цель нашего путешествия. Дети решили, что отправляются в путешествие для того, чтобы выполнить задания Осени.
Основная часть занятия включала в себя :
- актуализацию ранее приобретенных знаний;
- добывание знаний;
- самостоятельная деятельность детей.
Дети отгадывали загадки, играли с «Осенними словами», вспоминали осенние приметы, заучили стихотворение Е. Трутневой «Осень». Дети самостоятельно разместили «волшебные листочки-подсказки» на мольберте и с помощью получившейся схемы, пересказали стихотворение.
В заключение занятия был подведен итог. Продуктом нашей деятельности была схема - мнемотаблица для пересказа стихотворения.
В ходе всего занятия, я старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы на протяжении всего занятия были партнерами. Детям было интересно, так как они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все подтверждает результаты рефлексии в форме самооценки при выборе листочка определенного цвета.
Я считаю, что выбранная мною форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была эффективной и динамичной. Я старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Поставленные цели и задачи непосредственной образовательной деятельности достигнуты. А закончить своё выступление я хотела бы словами К. Д. Ушинского
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”
Спасибо за внимание!