Ольга Сматрова
Обновление содержания дошкольного образования в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Заявка
на соискание статуса муниципальной инновационной площадки
1. Соискатель: МБДОУ «Детский сад «Ромашка»
Республика Хакасия, Усть – Абаканский район, пгт. Усть – Абакан, ул. Октябрьская, 18 А
Рабочий телефон (8-390-32) 2-16-07.
2. Руководитель организации – соискателя: Комарова В. А., заведующая МБДОУ «Детский сад «Ромашка».
Рабочий телефон (8-390-32) 2-16-07.
3. Автор (авторы, авторский коллектив инновационной разработки (проекта) :
Комарова В. А. – заведующая
Аликина Н. А. - педагог – психолог
Бичикова Т. А., воспитатель
Публикация «Обновление содержания дошкольного образования в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
Сматрова О. А., воспитатель
4. Проектная линия
Обновление содержания дошкольного образования в рамках реализации ФГОС.
5. Тема инновационной разработки (проекта)
«Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО - начальная школа»
6. Сроки реализации инновационной разработки (проекта)
сентябрь 2016 – 18 уч. г.
7. Описание инновационной разработки.
7.1. Основная проблема, её актуальность.
Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком.
Л. С. Выгодский.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Анализ педагогического опыта потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций «ДОО - учитель», «Воспитатель - школа», ДОО – родители - школа»
Учитывая целевые ориентиры дошкольного образования на этапе его завершения, обозначенные в проекте ФГОС ДО, у ребёнка должны быть сформированы социальные и психологические характеристики личности, способствующие успешному овладению универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Детский сад нацелен на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – развить личностные качества ребенка и сформировать познавательные интересы и познавательные действия.
Школьное обучение опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком.
Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития личности каждого ребёнка.
Результаты проведения мониторинга адаптации среди выпускников детского сада за последние годы свидетельствуют о недостаточном развитии у воспитанников коммуникативных и социальных качеств личности.
Решение данной проблемы возможно при условии обновления содержания дошкольного образования в рамках реализации ФГОС ДО путём осуществления личностного, физического, интеллектуального развития ребенка, а также формирования предпосылок учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Таким образом, процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
- школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
- координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
- обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
С целью объединить всех заинтересованных участников, творческой группой ДОО «Ромашка» был разработан научно - практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной педагогической работы.
Разработка подхода должна осуществляться на основе Договора о сотрудничестве между средней школой № 1 и МБДОУ «Д С «Ромашка», с опорой на современные нормативно – правовые документы в области образования.
7.2 Цели, задачи и ожидаемые результаты
Цель инновационной работы
Создание условий для обновления модели преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в рамках ФГОС ДО.
Социально-психологическая цель
Создание условий для обеспечения социально-личностной, психологической готовности к школе выпускника детского сада.
Педагогическая цель.
Создание модели обновления содержания дошкольного и начального образования в рамках внедрения ФГОС ДО.
Задачи
- Создать условия для определения общих принципов преемственности, согласования цели и задач дошкольного и школьного начального образования;
- Создать условия для социальной ситуации развития дошкольников, позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития на основе деятельностного подхода;
- Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
- Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;
- Способствовать совершенствованию форм организации и методов развития социально-личностных качеств дошкольника;
- Способствовать совершенствованию содержания образовательной программы в ДОУ в соответствии с Образовательной системой «Школа 2100» («Детский сад 2100»);
- Способствовать формированию у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения, коммуникативности и др.
- Обеспечить условия для профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития;
- Создать условия для построения системы взаимодействия с семьями воспитанников посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- Создание общего психолого-педагогического диагностического инструментария в соответствии с ФГОС.
Ожидаемые результаты
1. Повышение уровня личностного, психологического и социального развития выпускников ДОО, их позитивной социализации.
2. Сформированность предпосылок успешной учебной деятельности у выпускников ДОУ.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по овладению системно-деятельностным подходом, созданию социальной ситуации развития, психической готовности воспитанников.
4. Разработка и подбор методических материалов по психологическому сопровождению внедрения ФГОС ДО.
5. Повышение педагогической культуры родителей воспитанников в вопросах формирования готовности детей к школьному обучению.
7.3 Этапы работы, включающие план мероприятий
Этапы работы Наименование мероприятий
1 этап
(подготовительный)
Сентябрь 2016г – январь 2017г. 1. Оформление заявки на открытие муниципальной инновационной площадки
2. Изучение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО по проблеме
3. Создание модели обновления содержания дошкольного и начального образования в рамках внедрения ФГОС ДО
4. Составление плана преемственности ДОО и начальной школы с учетом ФГОС
5. Разработка программы «Преемственность ДОО и начальной школы в условиях ФГОС»
6. Совместная разработка пакета диагностических материалов
7. Согласование системы критериев и показателей для оценки уровня (развития ключевых компетенций) готовности ребенка к школе
8. Проведение педсовета
«Организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы»
2 этап
(внедренческий)
Январь 2017-
Май 2018гг 1. Повышение квалификации педагогов (семинары, мастер-классы, консультации и др. по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»).
2. Реализация плана преемственности ДОО и начальной школы с учетом ФГОС
3. Утверждение и реализация программы «Преемственность ДОО и начальной школы в условиях ФГОС»
4 .Анализ промежуточных итогов инновационной работы
4. Педсовет по промежуточным итогам инновационной работы
5. Социо-психологический мониторинг личностного развития воспитанников ДОО
3 этап
(аналитический)
Июнь - сентябрь 2018г. 1. Мониторинг реализации программы преемственности в условиях ФГОС
2. Анализ эффективности осуществляемых мер реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО - начальная школа»
3. Анализ удовлетворенности родителей воспитанников качеством образовательной подготовки в условиях реализации ФГОС (анкетирование).
4. Обобщение опыта ДОО и его продвижение на уровне района, региона.
5. Подготовка методических рекомендаций для руководителей ДОО, воспитателей, педагогов-психологов.
6. Подготовка статей в педагогические издания.
7. Проведение открытых показов образовательной деятельности и мероприятий для родителей.
7.4. Критерии эффективности инновационной разработки (проекта)
• Условия для полноценного социально-личностного, развития, психологической готовности детей в ДОО.
• Сформированность у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и др.
• Уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования социально-личностной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
• Удовлетворенность большинства родителей воспитанников качеством образовательной подготовки в условиях реализации ФГОС
7.5. Новизна и практическая значимость
Задача детского сада: способствовать созданию системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
- создать условия, благоприятные для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
- способствовать развитию ведущей деятельности каждого периода жизни;
- способствовать формированию психологической готовности ребенка к школе;
разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
создание комплекта учебно-методической документации;
формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
создание новых творческих мастерских и проектов.
7.6. Способы распространения результатов разработки (проекта).
1. Публикация в научно – методическом журнале «Поиск» и других научно – методических журналах.
2. Проведение семинаров, мастер-классов на республиканском, районном уровнях.
3. Презентация опыта на образовательных сайтах.
4. Участие в республиканских, районных конкурсах инновационных разработок.
5. Публичные отчеты.
Заведующая МБДОУ В. А. Комарова