Марина Юрга
Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий организации воспитания и обучения детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Однако наибольшее популярность и распространение во всем мире получила та часть, которая рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста, т. е. от 3 до 6 – 9 лет. Она считается наиболее эффективной и дидактически проработанной. К настоящему времени в ряде дошкольных образовательных учреждений России накоплен немалый опыт интеграции основ Монтессори-педагогики с традиционными отечественными воспитательными и образовательными программами.
Публикация «Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
Мы считаем что, воспитание толерантности старших дошкольников будет эффективным при условии, что в дошкольном учреждении будут использовать следующие средства и приёмы Монтессори-педагогики :
наполнение материалом по развитию толерантности Монтессори- среды,
включение в работу с детьми мероприятий направленных на организованное взаимодействие,
насыщение деятельности детей совместной работой.
Поясним данные положения более детально. В общем виде под термином «подготовленная среда» Монтессори понимала такое окружение ребенка во всех его аспектах, со всеми его субъектами и отношениями, которые предоставляет ему возможность для наиболее полного оптимального физического, духовного и интеллектуального развития. В нашем исследовании подготовленная среда будет рассматриваться как тождественное соответствующей организации Монтессори-группы в детском саду. Она включает в себя:
организацию помещения;
организацию группы;
пять областей/зон Монтессори - материала;
подготовленного педагога.
Все требования, которые сегодня предъявляются к помещениям в дошкольных учреждениях российским государственным законодательством, СанПиН: площадь, освещенность, температурный режим, свежий воздух и т. д. Комната, в которой размещен дидактический материал М. Монтессори, не используется больше ни для каких целей. Одновременно мы опосредованно приучаем детей работать индивидуально на своей территории, на личном пространстве – на ковриках. При этом групповое помещение не загромождается мебелью, что способствует свободному передвижению детей, свободной организации их работы на линии и на ковриках.
Как показывает анализ опыта деятельности ДОУ по «методу Монтессори», сегодня существует два способа расстановки мебели в помещении. Первый – полки расположены по периметру. В этом случае отдельные зоны дидактических материалов разделяются либо столиками, либо условно. Второй – рабочие зоны отделяются самими полками с дидактическими материалами, стоящими поперек помещения. В помещении также следует предусмотреть место для уголка чтения с мягкой мебелью. Кроме того желательно наличие растений, цветов и нежелательно иметь на стенах картины.
Главный принцип системы М. Монтессори – каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде, а роль педагога заключается в помощи воспитаннику правильно и целенаправленно организовать свою деятельность с целью оптимального развития его творческого потенциала. При этом, как показывает обращение к работам М. Монтессори, в большинстве материалов и заданий заложен принцип самоконтроля: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот главный принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон.
Одна из них – упражнения в практической жизни, которые делятся на 5 разделов:
I. Подготовительные упражнения:
II. Забота о себе.
III. Забота за окружающей средой.
IV. Навыки социального поведения.
V. Особые упражнения для координации движений.
Следующий блок – упражнения для развития органов чувств.
Третий блок материалов состоит из упражнений на развитие родного языка.
Четвертый блок – упражнения для развития математических представлений состоящий.
Последний блок упражнений – это космическое воспитание. В Монтессори-педагогике это название означает все, что нас окружает т. е. весь окружающий ребенка мир.
Еще один из компонентов воспитания толерантности в технологии М. Монтессори – это дидактические круги на линии. Они проводятся на ковре, на котором обозначена линия в виде круга или эллипса. По этой линии дети ходят, выполняя развивающие координацию движения в завершении работы, а также собираются на линии для проведения дидактических кругов. Дидактический круг проводится перед работой с материалом, длится 10 - 15 минут. Круг состоит из приветствия и посвящен какой либо теме, по которой проводится либо беседа, обсуждение, высказывания, мозговой штурм, опыт и. т. п. Как раз во время кругов проводятся беседы (в том числе и касающиеся воспитания толерантности, обсуждение различных ситуаций и поступков, варианты разрешения споров. Также материал по воспитанию толерантности может быть расположен в зоне космического развития.
Мы считаем, что толерантность сегодня рассматривается как уважение и понимание разнообразия культур мира, чужой позиции, поиск компромисса, принятие и правильное понимание самовыражения человеческой индивидуальности. Воспитание толерантности будет эффективным, если в дошкольном учреждении будут использовать средства и приёмы Монтессори-педагогики. Наполнение материалом Монтессори-среды, включение в работу с детьми мероприятий направленных на организованное взаимодействие, насыщение деятельности детей совместной работой.