Валентина Филиппова
Консультация для педагогов «Дидактические занятия как важнейшее условие формирования знаний о ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблему физического здоровья детей нельзя решить только с помощью физкультурных занятий и закаливающих процедур. Чтобы быть здоровым, - нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки, мотивация к сохранению и укреплению здоровья. Поэтому формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков.
Публикация «Консультация для педагогов „Дидактические занятия как важнейшее условие формирования знаний о ЗОЖ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении во всех видах детской деятельности. Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, так как деятельность – специфически человеческая, реализуемая сознанием активность, порождающая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Учитывая специфику формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни, преимущественной формой организации обучения детей будут являться дидактические занятия. В дошкольной педагогике накоплены значительные данные о воспитательных возможностях занятий.
Чтобы вызвать у детей готовность справляться с заданиями педагога, преодолевать возможные затруднения, проявляя при этом настойчивость, необходимо создать интерес к усвоению знаний. Создание у детей интереса к деятельности является одним из необходимых условий наиболее полной реализации воспитательных возможностей занятий. Удовлетворение этого позволяет успешно формировать у детей активность, желание выполнять указания педагога, мобилизуя для этого усилия.
Интерес детей к занятиям обусловлен, в основном, содержанием предлагаемых знаний. При ознакомлении детей с внутренним строением организма человека у воспитателей часто возникают трудности. Детям бывает неинтересно и даже неприятно рассматривать анатомическое строение внутренних органов и систем организма. Надо признать, что для дошкольников в таких подробных знаниях нет необходимости. Важно дать ребенку знания о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность человека.
Среди многочисленных способов создания интереса к усвоению знаний на занятиях с детьми дошкольного возраста одно из ведущих мест занимают игровые методы и приемы. Они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Действительно, опыт многих тысяч поколений показал, что игра самый действенный метод воспитания. К. Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Переоценить роль игры в жизни ребенка невозможно; игра – это сама жизнь ребенка.
Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения». Только используя ведущий для ребенка – игровой вид деятельности, мы сможем подарить ему здоровье, делая это интересно, весело, ненавязчиво и на всю жизнь.
В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процесс восприятия протекает в сознании ребенка более быстро и точно.
Игровые методы и приемы переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.
В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями. Так занятия проводятся в форме игры-путешествия, которые способствуют развитию познавательной активности и личностных особенностей дошкольников. Дети получают возможность применить свои знания, умения и навыки в реальной для них и эмоционально-насыщенной игровой деятельности.
В таких занятиях детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную взрослую ситуацию, превращаются в «путешественников». Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Герои, которые встречаются на пути, наделены яркими характерами и выразительными зрительными образами. В забавной и доступной детям форме они рассказывают о себе, своих проблемах, о том, что они любят, а что нет, что им наносит вред.
Важное значение для повышения активности детей на таких занятиях внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Это вызывает у детей острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания.
Также целесообразно включать в занятия загадывание и отгадывание загадок, чтение стихотворений, элементы соревнования.
При реализации данной проблемы большое значение приобретают элементарные опыты и эксперименты, которые содержатся в занятиях. Они направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином факте. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.
Экспериментирование, как одна из форм организации деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания /Н. Н. Поддъяков и др. / Для усвоения некоторых функций организма эффективны поисковые действия ребенка, направленные на определенный результат.
Для выявления скрытых функций организма, осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить ту или иную функцию органа.
Опыты помогают детям глубже осмыслить функции органов, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментам у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, в результате чего он приучится бережно относиться к своему организму, научится выбирать что полезно, а что вредно для него.
Детям дошкольного возраста нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Совместная деятельность является своего рода школой передачи опыта. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности с взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях.
Также в занятия можно включить наглядно-практический метод – моделирование. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
Метод моделирования заключается в том, что знания ребенка формируются с помощью схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятным.
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании объекта. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению объектов посредством условных знаков, символов.
Таким образом, дидактические занятия являются важнейшим условием формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни, так как их специфичность позволяет усваивать доступные детям научные знания.