Мария Спиридонова
Квест-игра как образовательная технология
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
р. п. Сосновка, Тамбовская область
Выступление на тему:
«Квест-игра – как образовательная технология».
Составитель: Спиридонова М. В.
Тамбов 2020
(Слайд №1)
Насыщенная информационная среда окружает современного ребёнка с самого его рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определённый отпечаток на развитие личности ребёнка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм в практике дошкольного образования можно считать Квест - игру.
Темочки:
В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, базирующийся на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само ценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности - образовательная деятельность в формате Квеста замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым для всех участников образовательных отношений.
По версии энциклопедии wikipedia.org понятие quest (квест) имеет несколько значений.
Приведём примеры некоторых из них:
(Слайд №2)
• Приключенческая игра (quest — поиски, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
• Quest — поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета. В мифологии и литературе понятие «Квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей.
• Квест — компьютерная игра-повествование, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач;
• Квест — задание, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения получаете бонусы. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определённое место (не всегда указанное) и выполнить очередное задание • Квест — интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами
• Веб-Квест Web-Quest – в переводе с английского языка quest – это поиск, web – паутина, сеть.
Дословный перевод: веб-Квест = интернет-поиск – это самостоятельная поисковая деятельность на просторах сети Интернет по одной или нескольким ветвям заранее заготовленного маршрута к определённой цели, поставленной в начале маршрута, в ходе которой приходится получать и анализировать встречающуюся информацию для того, чтобы перейти к следующему этапу на пути к цели.
• Образовательный веб-Квест – это сайт в сети Интернет, который содержит проблемное задание для учащихся с элементами ролевой игры. Для выполнения задания используются как библиотечный фонд, так и информационные ресурсы сети Интернет.
Что же такое Квест? (Слайд №3)
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определённые задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определённого сюжета.
Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч. Технология может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В её основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.
(Слайд №4)
Любая образовательная технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков.
Сокол И. Н. рассматривает Квест как технологию, которая имеет
• чётко поставленную задачу,
• игровой замысел,
• обязательно имеет руководителя (наставника,
• чёткие правила,
• и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.
(Слайд №5)
Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
Квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Квест может быть
(Слайд №6)
Квесты по числу участников:
• Одиночные,
• Групповые.
По продолжительности:
• Кратковременные.
• Долговременные.
По содержанию:
• Сюжетные.
• Несюжетные
Квест предполагает выполнение детьми проблемных заданий c элементами ролевой игры. Образовательный Квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Важно также обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды.
Квест направлен на совершенствование у педагогов навыков аналитического и творческого мышления; педагог, создающий проект в рамках Квеста, повышает уровень методической, информационной и коммуникационной компетенции, ему предоставляется возможность проявить свои творческие и конструктивные способности, совершенствовать навыки владения различными информационными компьютерными программами.
(Слайд 7)
Роль педагога-наставника в Квест-игре организационная, т. е.
• педагог определяет образовательные цели Квеста,
• составляет сюжетную линию игры,
• оценивает процесс деятельности детей и конечный результат,
• организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность
(Слайд 8)
Задания для Квест – игры:
• загадки;
• ребусы;
• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы;
• творческие задания;
• игры с песком;
• лабиринты;
• спортивные эстафеты.
(Слайд 9)
Проводиться квесты могут в самых разных местах:
в замкнутом помещении - в группе, в зале, в музее,
квесты на природе – на участке, на экскурсии.
Среди них особенно интересен геокэшинг – квест на открытой местности с поиском клада, тайника и с элементами ориентирования на местности.
(Слайд 10)
По форме проведения:
• соревнования;
• экспиремент;
• проекты исследования;
(Слайд 11)
Варианты КВЕСТ – ИГРЫ:
• маршрутный лист;
• помощь героям;
• (Карта) поиск сокровищ;
• путешествия;
• приключения по мотивам художественных произведений (на примере настольной игры ходилки);
• расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности)
(Слайд 12)
Алгоритм организации
1. Определить цели и задачи
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников.
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект).
6. Подготовить задания, реквизит для игры.
(Слайд 13)
Сущность детского квеста
Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью.
Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев.
Продумываются декорации и материалы для заданий.
Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе.
Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.
(Слайд 14)
При работе над Квестом у воспитанников развивается ряд компетентностей:
-самообучение и самоорганизация;
- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
- навык публичных выступлений (обязательно проведение презентаций проектов).
- формирование потребности добывать знания, выстраивать работу по алгоритму;
- приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде, формулирование выявленной закономерности в виде гипотезы, её доказательство и представление результатов работы;
- делает собственный выбор роли, ресурсов;
- пользуется разнообразными информационными источниками: материалами хрестоматий, пособий, ресурсами, размещенными в Интернете.
В дошкольном учреждении Квест можно активно использовать для совместного образования взрослых и детей, мотивации на создание тандема взрослый-ребенок.
Как пример можно привести Квест к проекту «Куколка любимая моя», где дети с родителями каждый день отправляются в путешествие от одной станции до другой и выполняют различные несложные задания: пазл «Одень куклу», открытка «День рождения любимой куклы», песенки для любимой куклы и многое, что могут реализовать заинтересованные дети и родители. Таким образом, при использовании современных способов передачи и обработки информации, индивидуальной работе с родителями и детьми, учитывая их особенности, становится возможным организовать работу с родителями на новом уровне, с учетом требований современного общества.
(Слайд 15)
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.