Приложение МААМ

Деловая игра как форма развития профессионализма педагогов ДОУ

Кузнецова Жанна
Деловая игра как форма развития профессионализма педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать и воспитывать то поколение людей, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический и нравственный прогресс нашего российского общества в будущем. В связи с этим все более недопустимыми становятся недостатки и ошибки в образовательной работе ДОУ и в управлении образованием.

Публикация «Деловая игра как форма развития профессионализма педагогов ДОУ» размещена в разделах

Чтобы сломать стереотипы, мешающие развитию ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов. Главным из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитии творческого потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования воспитанников обуславливают необходимость повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают анализ и совершенствование это работы актуальнейшей проблемой.

В современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы.

В целях эффективной реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО (п. 3.2.6) должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего способствует активизации личности, развитию творческого начала, повышению педагогического мастерства. Все ее разнообразные формы направлены на повышение квалификации воспитателя, на пополнение его теоритических и практических знаний. Постоянная связь между содержанием методической работы и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.

В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за постоянное совершенствование работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науках. Поэтому она должна не только корректировать ошибки в деятельности воспитателя, но и оказывать действенную и своевременную практическую помощь педагогам в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками.

Проблема повышения педагогического мастерства педагогов дошкольного учреждения по–прежнему остается одной из самых сложных. Именно поэтому актуальными становятся разнообразные формы методической работы.

Педагогический совет – это высший орган самоуправления педагогического сообщества, играющий ведущую роль в коллективном управлении образовательным процессом в детском саду.

Вместе с тем педсовет – это не только лаборатория педагогического мастерства, но и одно из важнейших условий развития деятельности его участников. При правильной организации, когда в подготовке и проведении участвуют все члены педагогического коллектива, он становится источником инновационных идей.

Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются параллельно. Неразвивающийся педагог не может, лишь применяя новые программы, технологии, воспитать творческую личность. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма воспитателей – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. И достичь этого можно не только применяя формы индивидуальной работы с детьми, но и правильно организовав педагогические советы.

На основе исследований, проведенных К. Ю. Белой, Л. М. Волобуевой, педагогические советы условно разделяются согласно следующей схеме.

Условное разделение педсоветов.

1. По формам организации :

- традиционный,

- активизирующий,

- нетрадиционный:

деловая игра,

• конференция,

• круглый стол,

• дискуссия.

2. По видам:

- тематический,

- итоговый.

В ходе традиционного педсовета четко прослеживается регламент: выступление участника с докладом, обсуждение, принятие решения по каждому вопросу. Как правило, к такому педсовету готовятся лишь несколько членов коллектива (выступающие).

Нетрадиционный педсовет требует большей подготовки, творческого подхода – составления сценария, разделения на команды, распределение ролей. Но в погоне за внешним эффектом не надо забывать, что на таком педсовете также должны быть приняты определенные решения по выносимым вопросам.

Первый и итоговые педсоветы проводим в традиционном виде с выступлением докладчиков. Что касается педсоветов, связанных с решением годовых задач, здесь наиболее эффективны педсоветы, в которых активны все участники образовательного процесса. Именно такие педсоветы должна проходить с элементами активизирующих методов, нетрадиционных форм.

В своей практике мы стараемся отказаться от педсоветов со скучными, кажущимися бесконечными докладами выступающих, со строгим регламентом. На них, на мой взгляд, многие просто отсиживаются за спинами тех педагогов, которым приходится отдуваться за своих коллег.

Наиболее действенны те формы работы, при которых каждый участник вовлечен в общую деятельность.

В качестве примера расскажу о подготовке и проведении педсовета

«Методические подходы в работе по развитию интонационной выразительности речи у детей раннего и дошкольного возрастов».

Необходимо быть готовым к педсовету и требовать этого от других. 40% успеха педагогического совета зависит от подготовки к нему. Подготовка к педсовету включала следующие виды деятельности:

• Консультативный материал по темам, касающимся интонационной выразительности речи дошкольников: «Основные понятия просодической стороны речи», «Способы и методы формирования выразительности речи детей», «Методика заучивания наизусть стихотворений в разных возрастных группах»,

• Неделя педагогического мастерства «Воспитание интонационной выразительности речи детей раннего и дошкольного возрастов при заучивании поэтических произведений»

• Мастер-классы

«Игры и упражнения, направленные на формирование интонационных средств выразительности у детей раннего возраста»

«Формирование ритмико-интонационной выразительности речи дошкольников на музыкальных занятиях»

«Фольклор как средство формирования умения использовать доступные младшим дошкольникам языковые средства выразительности»

«Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие интонационной выразительности речи дошкольников»

• Анализ календарных планов образовательной работы, где были учтены формы, методы и приемы работы по решению годовой задачи,

• Тренинг «Формирование интонационной выразительности речи педагога». Задания тренинга:

произнести фразу «Не красна изба углами, а красна – пирогами»

o Как бравый генерал, воодушевляющий своих бойцов на решающую битву.

o Как строгая мамочка, отчитывающая нашкодившего сына за то, что разбил ее любимую вазочку.

o Подчиненный выпрашивающий у шефа прибавку к зар. плате в кризис.

o Как психотерапевт своему клиенту

и др.

Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Карточки с предложениями, в которых паузы графически обозначены. Педагогам предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

Как удивили | его слова | брата!

Как удивили его | слова брата!

Как обрадовали | его успехи отца!

Как обрадовали | его успехи | отца!

Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.

Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.

На карточках написаны пословицы. Педагоги выделяют слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. Затем выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.

Правда светлее солнца.

Правда дороже золота.

За правое дело стой смело.

Такая деятельность позволила воспитателям подойти к педагогическому совету с четкими представлениями по обсуждаемому вопросу.

Сам педагогический совет прошел в форме деловой игры. Все педагоги были разделены на две команды.

Вступительное слово «Условия воспитания интонационной выразительности речи дошкольников в дошкольных учреждениях»

Информационная страничка. Итоги тематического контроля «Эффективность работы педагогов по воспитанию интонационной выразительности речи детей раннего и дошкольного возрастов»

Диагностическая страничка. Педагогический тренинг «Оценка уровня знаний педагогов по воспитанию интонационной выразительности речи дошкольников»

Практическая страничка. Разработать вопросы по стихотворению, направленные на понимание и запоминание текста произведения и его интонационных характеристик.

Формулировка и принятие решения педсовета

Такая форма проведения позволила каждому педагогу принять активное участие в педагогическом совете, после него воспитателям стало легче вести образовательный процесс, используя те знания, те умения, которые они получили во время педагогического совета и в ходе подготовки к нему.

Именно такие формы активного включения педагогов в деятельность позволяют создать сплоченный, творческий, умеющий преодолевать трудности, объединенный общими идеями коллектив. При условии вовлечения педагогических работников в активное решение задач дошкольного образования совершенствуются формы и методы работы каждого педагога. А это в свою очередь приводит к высокому уровню овладения детьми знаниями, умениями, навыками.

Провести высокоэффективный педсовет – настоящее искусство.

Вспомните ключевое правило риторики: лучшая речь – коротая и понятная. Что делают на педсовете? Говорят. Поэтому данное правило будет отлично работать и здесь. Педагогические советы, длящиеся более полутора часов, вовсе теряют свою эффективность в силу усталости участников.

Используемая литература.

• Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ.

• Шмонина Л. В., Зайцева О. И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Музыкотерапия» для воспитателей. Использование нетрадиционных методов работы с педагогами В современных условиях нашего общества на дошкольное образовательное учреждение возлагаются очень значимые задачи: воспитывать, обучать,.

Взаимодействие с социальными институтами  как одна из форм дополнительного образования в ДОУ Взаимодействие с социальными институтами – как одна из форм дополнительного образования в ДОУ. Дошкольный возраст - это «период первоначального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра как форма развития профессионализма педагогов ДОУ
Опубликовано: 10 апреля 2015 в 15:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра как форма развития профессионализма педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Жанна (УИ 318479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД